16 июля 2024 — День ухода Шриюкты Кришнамайи Деви
Краткая биография Шримати Кришнамайи-деви
деви кришна-майи сиддха садхика пара-бхактида
сарва-бхакти-майи сарва-пуджйа пуджа-парайана
шри гурох снеха-патри ча парамартха прасадхика
атма-ниведика чаива гуру-кришна-падамбудже
Перевод шлоки:
Шри Кришнамайи-деви, в изобилии одаренная божественными качествами, стала идеальным и ярким примером совершенной святой, воплощением чистой преданности Верховному Господу. Будучи необычайно великодушной, она всегда вдохновляла и благословляла других той же самой священной преданностью Абсолютному Господу. Благодаря ее самоотверженному служению лотосным стопам Шри Шри Гуру-Гауранги Радхики-Кришны она заслужила сердечное признание своего Гурудева и так исполнила неоценимое предназначение своей жизни. Ведя такую возвышенную жизнь в преданности, она естественным образом стала для всех нас объектом поклонения в мире божественного служения Верховному Господу.
Я искренне прошу простить меня за любые неточности, допущенные в этой короткой статье, а также приношу извинения за то, что написал эти несколько абзацев краткой биографии от своего имени (Гуру-прасада даса), воспользовавшись заметками, сделанными со слов Его Божественной Милости Свами Махараджа, когда он рассказывал историю ее жизни.
Шримати Кришнамайи диди явилась в этом мире на благо всем в пурниму (полнолуние, когда в ночь Божественная Чета, Шри Шри Радха-Кришна совершают особые игры) декабря 1898 г. в возвышенной семье смарта-брахманов в Нагапуре. Позднее ее семья обосновалась в Тегхарипаре, районе Навадвипы, где Шримати Кришнамайи диди и живет в настоящее время.
Ее отец был лектором в местном колледже, и она знала священные писания с ранних лет. Ее муж был главным ревизором Индийских железных дорог. У них была дочь, и они хотели заиметь сына, но муж умер. Позднее она усыновила мальчика по имени Сатья Хари, который происходил из брахманской семьи. Сатья Хари также работал на железной дороге, и позже он открыл свое собственное дело.
После раскола в Гаудия-матхе наш Божественный Гуру Шрила Бхакти Ракшак Шридхардев Госвами Махарадж жил более года в доме Шрипад Гопал Бабу. Шрила Гурудев читал "Шримад-Бхагаватам" и проповедовал местным жителям. Также он проповедовал в Мандире Махапрабху (где и по сей день можно встретить потомков Нароттамы Тхакура).
Никто в Гаудия-матхе не знал, где живет Шрила Гуру Махарадж, так как он старался избегать наплыва людей. Один из духовных братьев Шрилы Гуру Махараджа, Шрипад Сакху Баба, некоторое время разыскивал Шрилу Гуру Махараджа. Он описывал внешность Гуру Махараджа многим жителям Навадвипы, и, наконец, благодаря молочникам и торговцам ему удалось найти его. Шрипад Сакху Баба настоял, чтобы Гуру Махараджа не прятался, так как его считают одним из наилучших проповедников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады.
Через некоторое время Шрила Гуру Махараджа согласился основать проповедническую миссию. Он построил небольшую хижину на земле, купленной Шрипад Сакху Бабу. Сейчас на этой земле находится Шри Чайтанья Сарасват Матх. А в то время эти места были неосвоены и там свободно бродили тигры и обезьяны.
Шрила Гуру Махарадж поклонялся маленькому Божеству Гирираджа и регулярно рассказывал Хари-катху. Шримати Кришнамайи диди каждый день ходила по одной и той же дороге омываться на Гангу. Когда она услышала о Шриле Гуру Махарадже, она стала ходить на Гангу другим путем, чтобы иметь возможность регулярно посещать его Хари-катху. Она подносила ему цветы и воду из Ганги. Так продолжалось около двух с половиной лет, и в возрасте 37-и лет она получил от него посвящение в Хари-наму.
Когда ее дочь закончила обучение, а приемный сын стал самостоятельным и мог сам себя содержать, она решила оставить семейную жизнь, продала имущество и все деньги пожертвовала Шриле Гуру Махараджу.
Она сообщила своей семье, что они не получат никакого наследства, так как она собирается пожертвовать свою землю и дома проповеднической миссии Шрилы Гуру Махараджа. По современным меркам та земля и собственность стоили около 40 тысяч долларов. А возделываемая земля в изобилии приносила урожаи риса и овощей. За счет денег, пожертвованных Шримати Кришнамайи диди, начали строить помещения, где могли бы поселиться другие преданные.
В Матхе она присматривала за всеми женщинами, отвечала за гирлянды для Божеств, поддержание комнаты Шрилы Гурудева и заботилась, чтобы всегда была та вода, которую он любил пить.
Шрила Гуру Махарадж всегда очень любил ее за бескорыстное служение, за ее преданность, честность и самоотверженность. Он также ценил ее литературные труды и поэзию.
Шрила Гуру Махарадж написал небольшое стихотворение на санскрите, описывающее ее жизнь. Это стихотворение можно увидеть в старом издании "Шримад Бхагавад-гиты", на печать которого она давала деньги. Шрила Гуру Махарадж всегда считал ее неофициальным руководителем своей миссии, потому что, когда он уезжал проповедовать, на нее ложилась ответственность за храм, и все основные решения принимались с ее согласия. Шрила Гурудев сказал, что она особенная преданная и мы должны всегда заботиться обо всех ее нуждах.
Шримати Кришнамайи диди сейчас живет в Навадвипе, в районе Тегхарипар. Прежде этот район был известен своими последователями тантрической йоги: они были очень погружены в тантрический образ жизни. Тогда она начала проповедовать им и обратила их в Вайшнавов, что было высоко оценено Шрилой Гурудевом. Шрила Гуру Махарадж провозгласил, что она шуддха-бхакта, чистая преданная Господа.
Сейчас о ней с любовью заботятся Шрипад Бхакти Нандан Свами Махарадж, Шрипад Гоур Кришна Прабху и Шримати Джахнава диди. Шримати Кришнамайи диди только что (январь 2001 г.) отметила свою Вьяса-пуджу: ей исполнилось 103 года.
Шрила Бхактидаита Мадхава Махарадж был так впечатлен ее самоотверженной преданностью Шриле Гуру Махараджу, что сравнивал ее имя с именем Радхи Тхакурани (которую также называют Кришнамайи). Он объяснял значение ее имени следующим образом:
кришна-майи - кришна джар бхитаре бахире
джанха, джанха нетра паде танха кришна спхуре
"Кришнамайи" означает "та, кто всегда погружена в Кришну как внутри так и снаружи, кто всегда помнит только Кришну, куда бы Она ни отправилась и что бы Она ни увидела" ("Шри Чайтанья-чаритамрита", Ади-лила, 4.85).
Возврат к списку