Помощь сайту

Мы искренне признательны всем, кто решил помочь проекту.

Хочу помочь


9 ноября 2024 — День ухода Шрилы Гададхара Даса Госвами

Шри Чайтанью Махапрабху в Его играх обычно сопровождали две группы спутников. Одна группа состояла из двадаша-гопала (Абхирама Гопала, Гауридаса Пандит, Дхананджая и другие), которые служат Шри Нитьянанде Прабху в настроении сакхья-расы (дружбы). Преданные из второй группы погружены в настроение мадхурья-расы (супружеской любви).

Шри Гададхара Госвами является объединенной формой гопи Чандраканти (экспансии сияния Радхарани) и Пурнананды (экспансии дорогой подруги Господа Баларамы). Таким образом, Гададхара дас был спутником как Шри Чайтаньи Махапрабху, так и Нитьянанды Прабху. Кришна дас Кавираджа описывает Господа Чайтанью как радха-бхава-дйюти сувалиту, «воплотившим в Себе эмоции и цвет тела Шримати Радхарани». Гададхара дас являлся его дйюти, сиянием. Гададхару даса иногда называли «олицетворением божественного сияния Шри Радхики».
 

Путешествуя вместе с Господом Нитьянандой, Гададхара иногда переживал настроение мадхурья-премы, в такое время он вел себя и говорил, как враджа-гопи. Установив горшок с водой из Ганги себе на голову, как если бы он был гопи, выкрикивал: «Кто хочет купить молока? Кто хочет купить йогурта?»

Будучи одним из лучших проповедников Господа Нитьянанды в Бенгалии, Гададхара дас освободил бесчисленное множество грешников, атеистов и яванов. Однажды, наслаждаясь вкусом кришна-премы, он словно безумный начал танцевать и воспевать святые имена Кришны у ворот особняка Кази. Рассерженный мусульманин выбежал из дома, чтобы наказать его за «нарушение порядка». Но, увидев необычайно привлекательный образ Гададхары даса, Кази опешил, и гнев тут же покинул его сердце.

Гададхара нежно обнял Кази и сказал: «Гаура-Нитьянанда явились на этой планете, чтобы освободить каждого, распространяя сладостный нектар святого имени Хари. Почему же ты не повторяешь это сладостное имя Хари?»

«Завтра же я начну повторять имя Хари», ответил Кази.

Услышав слова Кази, Гададхара почувствовал себя счастливым. Он сказал: «Зачем ждать завтра? Ты уже повторял сегодня. И это могущественное имя Хари уничтожит все твои грехи и очистит твое существование». С этого дня Кази принял прибежище Шри Гададхары даса Госвами. Его самадхи находится в районе 64 самадхи во Вриндаване.


Гададхара Пандит — один из ближайших спутников Чайтаньи Махапрабху. В гаудия-вайшнавской традиции индуизма почитается как воплощение Радхи в Гаура-лиле. Гададхара Пандит входит в Панча-таттву, состоящую из Чайтаньи Махапрабху и четырёх его самых близких спутников. В Панча-таттве Гададхара Пандит является воплощением внутренней энергии наслаждения Бога. Гададхара Пандит провёл большую часть жизни в Джаганнатха-Пури, поклоняясь божеству Тота-Гопинатхи, которому там поклоняются и по сей день. Гададхара Пандит был учеником Пундарики Видьянидхи, приняв от него духовное посвящение по указанию Чайтаньи.

В комментариях к «Чайтанья-чаритамрите» Бхактиведанты Свами Прабхупады (Ади-лила, 10.15 и 16.130-148) утверждается, что Гададхара Пандит, «четвёртая ветвь древа Чайтаньи», является воплощением Радхи и Лалита-сакхи.

В Гаура-лиле правит Гададхара Пандит — Ему принадлежит всё. Тем не менее, Он вынужден признать, что у Него нет ничего — всё забрал Гауранга! Он всецело посвятил Себя Гауранге. Поэтому Кавираджа Госвами говорит: техо лакшми-рупа, тара сама кеха наи — «Он представляет главную силу Гауранги, и никто не может сравниться с Ним». Таково заключение Шрилы Кавираджа Госвами о Шри Гададхаре. Он — гаура-према-майя, воплощение любви Шри Гауры.

Такое положение занимает Гададхара Пандит: Он совершенно пуст, и следует за Махапрабху. У Него нет ничего своего. Самое важное — Его сердце забрал Махапрабху, поэтому Ему не остается ничего другого, как идти за Ним. Он полностью отдал Себя Махапрабху.

Положение Гададхары Пандита, роль, которую Он играл, была в чем-то похожа на роль Радхарани: Её сердце похищено Кришной, тем не менее, остаётся опустошённое тело. Радха-бхава-дйути-субалитам науми кришна-сварупам: Он был всецело погружен в концепцию Шри Гауранги. Гауранга у Него всё, поэтому у Гададхары не оставалось иного выбора: Он был полностью поглощён, во всех отношениях пленён Им.

 

О славе Гададхара Пандита


Шрила Гададхара ПандитЧайтанья Бхагавата (Вриндаван дас Тхакур) из 13 главы :
Послушайте теперь о Шри Гададхаре Пандите, ближайшем спутнике Гауранги. Без Гададхары Пандита описание духовных игр Верховного Господа в Навадвипе не будет полным.

В книгах ачарьев (Джива Госвами, Бхагавата-сандарбха, 12) говорится, что Господь обладает тремя основными энергиями: сандхини, самвит и хладини. Благодаря энергии сандхини Он поддерживает Свое бытие, благодаря энергии самвит Он познает Себя и позволяет другим получить духовное знание, а благодаря энергии хладини Господь и его преданные наслаждаются неописуемым блаженством, недоступным в материальном мире.

Самая могущественная из всех — хладини, которая находит выражение в наивысшем духовном наслаждении: любви к Богу. Совершенство такой любви олицетворено в Шри Радхе. Господь Кришна очаровывает мир, а Шри Радха очаровывает самого Кришну. И значит, Ее могущество не имеет себе равных в творении Бога. В играх Господа Чайтаньи Шри Радха явилась как Гададхара Пандит. Кому выпадало счастье близко общаться с Гадаи, не раз замечали, что он весь сияет божественным светом. Истинные мудрецы медитируют именно на него, потому что Гадаи как никто другой был дорог Махапрабху.
Преданные Шри Чайтаньи навсегда запомнили чудесную картину, как Гададхара, сидя рядом с Гаурангой, положил Ему в рот вкусные тамбулу. Кто еще был так привязан к лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху как Гададхара Пандит?!

Так же как и Адвайта Ачарья, Гадаи носил белые одежды, но иногда одевал и другой цвет. Исключительное духовное сияние исходило от него, потому что Гадаи всю жизнь хранил целибат и считался совершенным садху (святым). Обладая лучшими брахманическими качествами, он являл собой пример преданного, оставаясь самим воплощением блаженной любви. Увидеть его сладкое, улыбающееся лицо, значило увидеть саму божественную любовь.

Придя как-то повидать Гаурангу, Гададхара заметил зажатый у Него в руке лист бетеля, и сразу понял, что вызвало у Гауранги состояние транса.

- А где этот темный мальчик, одетый в желтое дхоти, сияющий распускающимся цветком юношеской красоты? — встретил Гададхару Господь Гауранга.

Такая искренняя тоска по Кришне только повергала в смятение, ведь обычно никто не знал, что ответить.

Однако Гададхара кратко сказал:
- Господь Кришна всегда в Твоем сердце.

Шри Чайтанья перевел пристальный взгляд с лица Гадаи на Себя и вдруг стал разрывать Себе грудь, ища Кришну. Гададхара тут же поймал Его в плотное объятие:
- Подожди, Кришна сейчас придет! Успокойся!

Шачимата, видя, как быстро Гададхара Пандит успокоил ее сына, была очень довольна. Она подумала: Я не видела никого разумнее этого юноши. Сама я боялась даже приблизиться Нимаи, а Гададхара так быстро и хорошо успокоил Его.

- Дорогой мальчик, — сказала она, — всегда оставайся рядом с Нимаи!

Сама она испытывала благоговейный страх перед тем огромным чувством любви, которое живым ключом било в сердце Гауранги. Шачи видела в Нимаи лишь своего любимого сына и думала про себя: Он необычный мальчик, но как же может человек постоянно проливать потоки слез? Что за великая личность пришла в мой дом? — и боялась лишний раз появиться пред взором Гауранги.

С этого дня Шри Гададхара, олицетворение всех трансцендентных качеств, не покидал Господа Чайтанью, всегда воспевая святые имена, словно в оцепенении.

Однажды ночью, проведя вместе долгие часы в беседах о Кришне, Нимаи сказал Гадаи:
- Утром раздай преданным прасад!

И с этими словами взял гирлянды, украшавшие Его тело, и одел их на Гададхару. Наутро, когда все преданные пришли увидеть Господа, Гадаи, исполняя волю Махапрабху, каждому раздал гирлянду-прасад. Его движения при этом были изысканно грациозны.

 
А вот история об освобождении Кази Гададхарой дасом.

Как-то раз переполненный Кришна-премой Гададхара дас отправился в дом Кази, безумно танцуя и исполняя хари-санкиртану. Придя к двери Кази, он начал громко его звать. Разгневанный Кази вышел на улицу, готовый наказать Гададхару даса за то, что тот потревожил его покой. Но удивительная красота Гададхары даса, который был олицетворением божественного блеска Шри Радхики, поразила Кази.


Гададхара дас с огромной нежностью обнял его, и Кази спросил:
- Тхакур, что привело тебя ко мне?
Гададхара дас ответил:
- Я хочу поговорить с тобой.
- О чем ты хочешь поговорить?
- Гаура-Нитьянанда явились на эту землю, чтобы освободить человечество с помощью божественной любви, распространяя сладостный нектар святого имени Хари. Почему ты не повторяете сладкое имя Хари?
- Завтра я буду повторять имя Хари.
- Почему завтра? Я пришел, чтобы освободить тебя святым именем Кришны. Ты начал сейчас благочестивую жизнь, произнося святое имя Хари. С сегодняшнего дня все твои грехи и страдания исчезнут по милости святого имени, если ты просто будешь продолжать его произносить. Вот зачем я пришел - спасти тебя".

Эти слова Гададхары даса смутили Кази. Наконец он улыбнулся и сказал:
- Завтра я начну повторять святое имя Хари.
Услышав святое имя Хари из уст мусульманина Кази, Гададхара даса тут же обезумел от экстаза Кришна-премы.
Наконец он сказал:
- Почему завтра? Только что ты сказал "Хари". Теперь все твои грехи растают и святое имя тебя полностью очистит.

Очистившись по милости Гададхары даса и святого имени Кришны, Кази принял убежище у святых стоп Гададхары даса.

Так Гададхара дас освободил бесчисленное множество грешников, неверующих и яванов святым именем Кришны.

Он ушел из этого мира на восьмой день после полнолуния в картике месяце.



Возврат к списку