ШРИ НАВАДВИП ПАНДЖИКА
Предисловие
"Шри Навадвип Панджика" начинается так: "Ради блага всех и каждого Шрила Джива Госвами Прабхупада написал свою "Шри Хари-намамриту", грамматику. Его цель состояла в том, чтобы культивировать Харинам. Аналогичным образом, Шри Сиддханта Сарасвати Госвами написал "Шри Навадвипа Панджику", используя различные имена Вишну для обозначения месяцев (маса), периодов в две недели (пакша) и дней (варам). Цель его состояла в том, чтобы культивировать Шри Харинам Киртан".
Согласно "Навадвип Панджике", год зовётся "Чандра Варша" – речь идёт о циклическом лунном годе. Год начинается в Кришна Пратипат после Гаура Пурнимы и длится до следующей Гаура Пурнимы. Это лунный цикл одного года, Чандра Варшы.
Деление месяцев аналогично – месяц начинается в Пратипат Кришна Пакшы и длится до Пурнимы, полной луны. Этот период считается одним месяцем.
Месяцы таковы:
1. Вишну, Чаитра, Март-апрель
2. Мадхусудана, Ваисакха, Апрель-май
3. Тривикрама, Джйештха, Май-июнь
4. Вамана, Ашадха, Июнь-июль
5. Шридхара, Шравана, Июль-август
6. (Х)Ришикеш, Бхадрапад, Август-сентябрь
7. Падманабха, Ашвина, Сентябрь-октябрь
8. Дамодар, Картика, Октябрь-ноябрь
9. Кешава, Мригаширша, Ноябрь-декабрь
10. Нараяна, Пусья, Декабрь-январь
11. Мадхава, Магха, Янврь-февраль
12. Говинда, Пхалгуна, Февраль-март
Считается, что эти двенадцать месяцев составляют одну Гаурабду.
По прошествии каждых двух лет и восьми месяцев возникает дополнительный месяц, именуемый Пурушоттама Адика Маса. Этот дополнительный месяц начинается в шукла пратипат и длится до Амавасьи. Есть люди, которые зовут этот месяц "Малмас" и в течение него воздерживаются от любой работы, карманы. Однако чистые вайшнавы почитают этот месяц как священный и потому в течение этого месяца совершаю все виды преданного служения.
Дням недели также даны различные имена Вишну:
Сарва Васудев – это Рави вар (воскресенье),
Сарва Шивасанкаршан – это Сом вар (понедельник),
Стхану Прадьюмна – Мангал вар (вторник),
Юта Анируддха – Будх вар (среда),
Адикаранадашаи – Брихаспати вар (четверг),
Нидхи Гарвадасаи – Шукра вар (пятница),
Аббой кширодакши – Шани вар (суббота)
Периоды в две недели именуются Прадьюмна Кришна, тёмная половина (Кришна Пакша), и Анируддха Гаур, светлая половина (Шукла Пакша).
Названия титхи – согласно именам Вишну – суть:
Пратипат – Брахма;
Двитийя – Шрипати;
Тритийя – Вишну;
Чатуртхи – Капил;
Панчами – Шридхар;
Шаштхи – Прабху;
Саптами – Дамодар;
Аштами – Хришикеша;
Навами – Говинда;
Дасами – Мадхусудана;
Экадаши – Юдхар;
Двадаши – Гади;
Трайодаши – Санкхи;
Чатурдаши – Падми;
Пурнима и Амавасья – Чакри.
Имена Накшатр:
1. Ашвин, Дхата.
2. Бхарани, Кришна.
3. Криттика, Висма.
4. Рохини, Вишну.
5. Мригашира, Басаткар.
6. Аридра, Вутавабья Вабатпрабху.
7. Пунавасу, Вуврит.
8. Пусья, Вуткрит.
9. Ашлеша, Ваба.
10. Магха, Вутатма.
11. Пурва Пхалгуни, Вутавабана.
12. Уттара Пхалгуни, Аббьякта.
13. Хаста, Пундарикакша.
14. Читра, Висмакарма.
15. Свати, Шачишраба.
16. Вишакха, Садхвхава.
17 Анурадха, Вабан.
18 Джьештха, Варта.
19 Мула, Прабхава.
20 Пурвашадха, Прабху.
21 Уттарашадха, Ишвара.
22 Шравана, Апрамьо.
23. Дхаништха, Хришикеш.
24. Сатабхисакам, Падманабха.
25. Пурвабхадрапада, Амарпрабху.
26. Уттарабхадрапада, Агхрайя.
27. Ревати, Сасвата.
В "Вишнудхарматтаре" и "Хайаширша Панчаратре" положения солнца именуются, соответственно, Балабхадара (когда солнце совершает свой северный путь, Уттараяну), и Кришна (когда солнце находится в Дакшинаяне, совершает южный путь).
Названия сезонов или Риту:
Васант (весна) – Мадхава;
Грисма (лето) – Пундарикакша;
Варша – Вогасаи;
Шарад (осень) – Падманабха;
Хеманата – Хришикеш;
Шиит (зима) – Деватривикрам.
(Харада – Шарад – осень (август-сентябрь-октябрь); Шишира (зимний муссон – заморозки – октябрь-ноябрь-декабрь); Хеманта (зима – январь-февраль); Васанта (сезон цветов – февраль-март); Гришма (тёплое лето – апрель-май), и Варша (свежесть сезона дождей - летний муссон – июнь-июль/август).
Эта "Панджика" также может быть использована для расчёта времени Упавасы, Парвы, Утсавы – постов, фестивалей, ритуалов и пиров – согласно Вайшнава Смрити "Шри Хари Бхакти Виласе". Указания, содержащиеся в этой "Панджике", относятся к тому, как и почему преданные постятся в определённые дни, такие как экадаши, махадвадаши, а также дни явления и ухода великих вайшнавов и Гуру. Если за каким-либо днём явления великого вайшнава следует махадвадаши, то долг преданного состоит в том, чтобы поститься на следующий день – на двадаши, а не на экадаши. Однако, если день явления выпадает на экадаши, за которым не следует махадвадаши, тогда поститься следует в экадаши, а паран совершать в день двадаши. Когда махадвадаши в связи с благоприятным днём явления вайшнава отсутствует, то, согласно "Хари Бхакти Виласе", поститься следует в день экадаши, а поклоняться, совершать пуджу, предлагать бхогу Божествам Вишну – в двадаши. Фундаментом "Панджики" служат указания Шри Хари Бхаки Виласы. Согласно этим указаниям Гаудийя Вайшнава Ачарьев, мы постимся в святые дни явления Шри Чайтаньи Махапрабху, Шри Баладевы Видьябхушаны и Шри Нитьянанды Прабху, согласно титхи. Соответственно, в этой "Панджике" описаны требования. К счастью, сейчас некоторые другие панджики начали следовать нашим схемам.
Определение времени поста на основании суждения о "проникновении" и "наложении"
"Проникновение" или "наложение" классифицируется "предпроникновение" и "постпроникновение". Далее, "предпроникновение" классифицируется как Сурьодхайабидхва ("проникновение солнечного восхода"); Арунадайабидхва ("проникновение солнечного луча" или бидхва); и Мадхья Ратибидхва ("полуночное проникновение" или бидхва). Хотя "полуночное проникновение" идёт от Нимбарка сампрадайи, почитаемый пуджьяпад Шрила Санатан Госвами в своей "Хари Бхакти Виласе", в примечаниях, показал, что нет веских оснований принимать это представление. Что касается двух других предхв, то Арунодаябидхва должна рассматриваться как связанная с "секцией" (васаром) поста Экадаши – Харивасаром. Поскольку первая стадия Двадаши включена в "комнату" или "секцию" Экадаши, её также следует рассматривать или определять как Харивасар. За исключением Харивасара (наряду с ним), говорится, что на явление Бога, Хари, следует отвергать только бидхву солнечного восхода, а не бидхву солнечного луча.
Это общий принцип отвержения нечистого проникновения или наложения.
По мнению некоторых недалёких людей, принцип, согласно которому следует во всех случаях избегать бидхвы, означает, что нужно избегать и Арунодайябидхвы. Это совершенно ошибочное представление, что можно доказать с помощью утверждений "Шри Хари Бхакти Виласы" и указаний Шрилы Санатаны Госвами относительно определения Джанмаштами. Истинное положение вещей объясняется в 12-ой виласе Шри Хари Бхакти Виласы (120-ая шлока):
атха сампурналакшана биддхалакшанам
"Полное соблюдение – самый разумный выбор. Крайне важно соблюдать полностью».
пратипат правритайа сарва удайадудайо раве, сампурна эити викхата харивасар варгита ("Хари Бхакти Виласа", 12. 315).
"Соответственно, на пратипат необходимо "сампурна" – полностью избегать предыдущей титхи, будь то Амавасья или Пурнима, и таким образом избегать Харивасара".
Согласно "Сканда Пуране", Пратипат титхи считаются полными, если такая титхи охватывает шесть "данд" – от одного восхода солнца до следующего. Даже это не приложимо к экадаши. Если она сохраняется в течение двух Мухурт прежде восхода солнца, тогда экадаши зовётся полной.
Из вышесказанного следует, что, за исключением Экадаши, в других титхи, если предыдущая титхи входит во время восхода солнца, тогда эта титхи зовётся бидхва или "пронзённая". Что касается экадаши, если дашами входит во время бидхвы солнечного луча, во время двух мухурт или четырёх данд = 1 час и 36 мин. восхода солнца, тогда речь будет идти об Арунодайя бидхве (пребидхве).
Пребидхва Нанды (экадаши в течение Шраван накшатры) следует избегать. Аналогичным образом, и Джанмаштами, если Рохини уже связана. Нас просят избегать их в силу пребидхвы ("Хари Бхакти Виласа", 6. 15. 361).
В примечаниях к вышеупомянутому стиху, Шрила Санатан Госвами дал один очень ясный совет: "НЕПРАВИЛЬНО отвергать Джанмаштами, если "проникновение" Саптами происходит во время Арунодайи, точно таким же образом, как отвергается экадаши, если в него во время Арунодайи "проникает" дашами. Причина этого состоит в том, что все остальные титхи, помимо экадаши, полны, если начинаются во время восхода солнца, и потому "проникновением" в них во время солнечного восхода можно пренебречь.
Следует помнить, что титхи без проникновения полна и чиста сама по себе. Гаудийя Вайшнава Ачарья Шрила Баладева Видьябхушана Прабху написал об этом очень ясно в Прамейар Ратнавали 816 Прамейи в 9-ом стихе.
Только от соблюдения экадаши следует отказываться в случае Арунодайи; всего остального, включая Джанмаштами, следует избегать, если только присутствует проникновение солнечного восхода. Шри Шримад 108 Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур, который является основателем Шри Чайтанья и других Матхов, написал в комментарии к стиху 24.337 Мадхья лилы Чайтанья Чаритамриты: "Необходимо избегать экадаши с Арунодайя бидхвой и других ритуалов с Сурьодайя бидхвой, и соблюдать все остальные Абидхва враты ("непронзённые ритуалы"). Первое навлекает грех, тогда как второе приносит преданность Всевышнему Господу".
Существует восемь махадвадаши. Из них Унмавишну, Унмилани, Вьянджули, Трисприша и Пакшавардини зовутся Титхи гхатита, "основанные на титхи". Джая, Виджая, Джаянти и Папанашини – эти четыре имеют своей причиной ту ситуацию, когда накшатра по-прежнему активна после того, как экадаши касается следующего дня (утра).
Если какая-либо титхи распространяется на следующее утро или Пратакал, тогда следующий день зовётся Унмилани Махадвадаши. Если экадаши титхи не полна и двадаши распространяется на трайодаши, тогда подобная комбинация зовётся Вьянджули Махадвадаши. Если какая-либо экадаши титхи распространяется через ночь двадаши на трайодаши, то подобное сочетание зовётся Трисприша Мадвадаши (трисприша – буквально "тройное прикосновение"). Если экадаши расширяется и выпадает на амавасью или пурниму, тогда она зовётся Пакшавардхини Махадвадаши.
Далее, выполнение тех или иных функций может быь основано на накшатре. Если шукла (Гаура) двадаши имеет своей накшатрой Пунарвасу, то этот экадаши зовётся Джайа Экадаши. Если он связан со Шраван накшатрой, то зовётся Виджайя; если связан с Рохини Накшатрой, то зовётся Джаянти Экадаши; будучи связан с Пушья (Пауша) накшатрой, зовётся Папанашини Экадаши.
Если Титхи или маан (качество) Накшатры – вся ночь, тогда речь идёт о полных 60 дандах. Период, который начинается с восхода солнца в экадаши, и длится вплоть до следующего восхода солнца, зовётся махадвадаши. Если двадаши до полудня с Шравана накшатрой, его следует звать Виджайа Махадвадаши