Помощь сайту

Мы искренне признательны всем, кто решил помочь проекту.

Хочу помочь


Статьи


Интересные факты в связи с экадаши

Экадаши следуют Вайшнавы самых разных типов, не только Гаудийи. Экадаши соблюдают некоторые Бриджабаси (жители Вриндавана – подразумевается город в Северной Индии), которые не слышали о Шри Чайтанье Махапрабху. Кроме того, до известной степени все "традиционные" бенгальские женщины следуют Экадаши, даже не-Гаудийя.

В среде некоторых индусов существует традиция женского поста на Экадаши. В Индии существует особая категория населения, именуемая адиваси. Это "коренные жители", туземцы или аборигиены, потомки тех народов или народностей, которые жили на этих землях ещё до прихода ариев. Вот что сообщается об одном из важнейших их празднеств:

"Карам – самый популярный и важный фестиваль адиваси по всей Индии, включая Ассам. Из пяти видов карама, празднуемого в различные времена года, которые совпадают с событиями сельскохозяйственного цикла, наиболее популярен "Раджи Карам".

"Раджи Карам" празднуется в Бадо Экадаши – то есть, на 11-ый день лунного месяца августа-сентября. Пир предназначен для защиты растений, которые выращивают люди. Он, главным образом, устраивается для "парватини" (Парвати, «Горянка», «Горная» – Деви, Супруга Господа Шивы и Дочь Горы (т. е. Хималайи и Хемавати), которые недавно были обручены (помолвлены). Они постятся и молятся о здоровых детях в будущем. Также считается, что эти аскезы низводят благословения на их братьев и защищают последних от всякого вреда и зла. Тем не менее, этот фестиваль – общинное событие, в котором старые присоединяются к молодым в празднике...

Экадаши-врате также следуют смарты, последователи Мадхва Сампрадайи и Шри Вайшнавы. Однако представители этих трёх групп по-разному рассчитывают Экадаши. Кроме того, смарты и Вадкалаи Шри Вайшнавы соблюдают совершают шраддху (поднося рисовые шарики пинда) на Экадаши, если шраддха выпадает на эту титхи, тогда как последователи Мадхвы (и Гаудийи), а также Тенгалаи Шри Вайшнавы переносят Экадаши шраддху на следующий день.

[Краткая справка о смартах
Высшее божество смартов — Брахман — совершенно безличный и бескачественный абсолют. В настоящее время большинство смартов являются последователями Шанкары, развивавшего учение абсолютного монизма религиозно-философской школы адвайта-веданта. Согласно Шанкаре, Брахман, боги и душа — суть одна и единственная Реальность, а явленный мир — майя — есть иллюзия. Мокша достигается через познание этого под руководством реализовавшего свою божественность гуру. Достигший освобождения от иллюзий сливается с Брахманом (вернее, осознает, что он всегда и был Брахманом). На пути к мокше практикуется поклонение различным формам Брахмана (в соответствии с дхармой, сакральными событиями жизни, праздниками, местными традициями) — Шиве, Дурге, их сыну Ганеше, Вишну, ведийскому богу солнца Сурье и другим богам индуистского пантеона. Основные методы духовной практики смартов состоят в строгом следовании обрядовым предписаниям, в изучении и рецитации текстов Вед, философском размышлении над идеями веданты и медитации на себе как Брахмане. Кроме того, смарты культивируют преданность избранному божеству, копят кармические заслуги и занимаются раджа-йогой. В культе смартов смешаны брахманистские и агамические обряды. В смартизме выделяется секта шраутов (от "шрути"), совершающих большие многодневные ведийские ритуалы. Смарты безусловно признают духовный авторитет учителей-брахманов и аскетов-саньясинов и строго соблюдают кастовые предписания. В прежние века оплотом ортодоксии считались саньясины (особенно орденов дашанами), которыми могли стать только брахманы. Однако в XX веке положение изменилось, и сейчас этого правила придерживаются только четыре из десяти орденов; гуру некоторых орденов стали посвящать в саньясу даже иностранцев, хотя до настоящего времени большинство ортодоксов отрицает возможность обращения иностранцев в индуизм. Наиболее авторитетными писаниями смарты считают Веды (особенно Упанишады), классические смрити (особенно "Бхагавад-гиту") и трактаты учителей адвайта-веданты (особенно "Веданта-сутру" и труды Шанкары).]

Возможно, мадхваиты строже всех соблюдают в наши дни эту врату. В Удипи многие рестораны закрываются на день Экадаши; в храмах не раздают прасадам и даже божества-спутники (Хануман, Гаруда и другие бхакты) не получают в этот день подношения в виде цветов или пищи. Все мадхва- санньясины соблюдают на Экадаши полный пост. Что касается рядовых последователей Мадхвы, то многие постятся полностью, тогда как те, кто не постится полностью, ограничивает свой рацион малым количеством фруктов и молока. Некоторые (мадхваиты и Шри Вайшнавы) просто следуют общему ограничению – отказу от риса. Поэтому можно увидеть, как люди едят в Экадаши халаву и/или пури. Однако при этом стоит помнить, что в Южной Индии обычный рацион – это огромное количество риса.

Шри Вайшнавы также следуют Экадаши/Двадаши-врате. В наши дни очень немногие "рядовые" последователи Шри Вайшнавизма полностью постятся в этот день (за исключением Вайкунтха Экадаши, Джанмаштами, Раманавами и т. д.).

Вместо этого они следуют общепринятой практике отказа от риса (анны) в эти дни врат. Некоторые даже едят такие закуски, как идли и доша. Мысль, стоящая за этим, такова: они не едят ЦЕЛЬНОЗЕРНОВЫЙ рис, но продукты, приготовленные из молотого риса.

Как бы то ни было, эти рисовые закуски легче усваиваются, нежели варёный цельный рис. Для того, чтобы прервать пост Шри Вайшнавы используют особые продукты. Вот некоторые из них: "Для того, чтобы восстановить равновесие в желудке после продолжительного поста, необходимо, в первую очередь, употреблять особые продукты, такие как ахаттхи кираи (разновидность широколиственного шпината) и нелликкаи паччхади (варенье из фруктов наподобие цитрусовых)". Многие люди по-прежнему принимают эти традиционные продукты на Двадаши, даже хотя они, возможно, и не постятся накануне.

Среди всех индусов смарты, скорее всего, наиболее строги, когда речь идёт о вратах и постах. В "ортодоксальном индуизме" существует огромное количество врат и постов, связанных с разными событиями и деватами, однако Гаудийя Вайшнавы, следуют лишь некоторым из них.

В целом, если говорить о центральном принципе среди многочисленных индусских/Вайшнавских запретах и предписаниях, то следующее положение можно счесть тем самым центральным:

"Господа Вишну всегда (изо дня в день) следует помнить и никогда не следует забывать. Все остальные запреты и предписания священных писаний второстепенны по отношению к этим двум приниципам". (Шрилы Рупы Госвами "Бхакти-расамрита-синдху", 2.8)

Великий Гаудийя ачарья Шрила Вишванатх Чакрварти Тхакур замечает, что слово "сататам" в оригинальном тексте не означает "всегда", но используется в смысле "ежедневно". Если видхи (правило) состоит в постоянной памяти о Господе, что невозможно в обусловленном состоянии, тогда подобное видхи, следовать которому невозможно, теряет смысл.

В большинстве своём, индусы/Вайшнавы на юге Индии не едят на Экадаши такие овощи, как баклажаны, цветная капуста, брокколи, помидоры, а также не едят картошку или красную капусту. Примечательно, что мадхваиты едят "гулу" – маленькие баклажаны зеленоватого цвета, которые в Удипи используются в качестве загустителя. Причина этого состоит в том, что этот овощ стал противоядием в истории Вадираджы Тиртхи, божество которого (Господь Хаягрива) было по ошибке отравлено. С того времени только этот баклажан является единственным ежедневным и непременным подношением в Удипи.

Веданта Десика написал книгу под названием "Ахара Нияма", посвящённую правилам еды для Шри Вайшнавов, в которой присутствует раздел под названием "Запрещённые продукты: Экадаши". Ниже приведён довольно любопытный перечень "запрещённых и дозволенных продуктов".

Запрещены:

1. Та часть пищи, которая отставляется в сторону для себя до того, как поели все остальные.
2. Блюда, которые не были предложены гостям.
3. Продукты, которые были приготовлены, не будучи предварительно очищены.
4. Продукты, купленные на средства, добытые аморальным образом.
5. Приготовленные нечистыми детьми.
6. Продукты, предназначенные для деват.
7. Продукты, предложенные таким деватам, как Шива.
8. Продукты, которые вредят нашим пране ("жизненному воздуху") и индриям (чувствам).
9. Продукты, происхождение которых невозможно установить.
10. Продукты, невкусные для ума.
11. Овощи и цветы, которые созревают и расцветают преждевременно.
12. Продукты, из которых извлечена эссенция, за исключением пахты.
13. Фрукты вилам и дутый рис в течение дня.
14. Продукты, приготовленные с творогом и маслом из кунжутных семян, в ночное время.
15. Продукты, которые, как говорят, дают магические силы
16. Любые продукты в дни Экадаши, в сумерки или в полночь.

Не следует есть:

1. Перед душом и сандхья джапам.
2. В одиночестве есть нельзя; нужно есть в окружении бхакт.
3. Продукты, которые растолчены кем-то другим.
4. Не следует есть при свете луны или огня.
5. Не должны есть вместе муж и жена.
6. Не следует есть, глядя на низших.
7. Нельзя есть левой рукой.
8. Нельзя есть ничего, что избегаемо религиозными людьми.
9. Нельзя есть гхи, которое подают после того, как вы начали есть.
10. Продукты, которые были приготовлены дважды (разогретые?).
11. Нельзя есть продукты, которые подают голыми руками (?) или кулинарными лопатками из железа. Голыми руками можно подавать только неварёные продукты.
12. Продукты, уже надкусанные.
13. Старые и испорченные продукты.
14. Продукты, приготовленные в доме других людей (нельзя принимать участие в ужине, или любом другом совместном мероприятии с едой, когда каждый участник приносит свою часть).
15. Продукты, которые кто-то другой пожелал или отверг.
16. Продукты с запахом земли, или разделённые ногтями, или с солью, которую можно увидеть.
17. Продукты, разделённые на две части – для себя и для гостей.
18. Сок деревьев, за исключением асафетиды

Приемлемые продукты
Безусловно можно есть:

1. Продукты, которых коснулась слюна отца, учителя и первого старшего брата.
2. Слюна в сосуде сома в сома яджне.
3. Для жены приемлемы продукты, которых коснулась слюна мужа. Если продукты осквернены волосами, червями или нитками, то всё это можно убрать и пища становится приемлемой.
4. В периоды стихийных бедствий можно есть все запрещенные продукты.
5. Даже в дни поста можно употреблять в пищу воду, корни, гхи, молоко, хавиш (молочный рис?) из яджны, лекарства и слушать наставления гуру.
6. Сок сахарного тростника, йогурт, молоко, гхи, орехи бетеля, перец, мёд, кардамон, воду из снега.
7. Можно есть любые продукты, если вы уверены, что эти продукты не осквернены.
8. Старый рис, замоченный в чистой воде, можно есть с пахтой, гхи, молоком и йогуртом.
9. Закуски, приготовленные из йогурта, цветочного сока, овощей и фруктов, можно есть, даже если они слегка испорченные.
10. Испорченные продукты можно есть в периоды стихийных действий, очищая их и добавляя к ним гхи и мёд.

Запрещённые молочные продукты:

1. Молоко однокопытных животных, таких как лошади и ослы.
2. Молоко с солью.
3. Грудное молоко.
4. Молоко беременных коров.
5. Молоко, экстрагированное с помощью телёнка, не принадлежащего этой корове.
6. Молоко коров, принадлежащих храмам.
7. Козье молоко, молоко, купленное брахминами.
8. Молоко, которое держат в медных сосудах.

Запрещённая вода

1. Вода, оставшаяся от предыдущего дня, за исключением воды Ганги.
2. Остаток воды, используемой для омовения стоп.
3. Мутная вода.
4. Подогретая кокосовая вода.
5. Вода из канавы.
6. Вода из водораздела.
7. Сомнительная вода; вода, взятая там, где работают мужчины-прачки.
8. Вода, осквернённая слюной.
9. Вода из раковины.
10. Дождевая вода, не упавшая на землю.

Листья бетеля

1. Нельзя жевать орехи бетеля без листьев бетеля.
2. Нельзя употреблять корешки, стебли и верхушки листьев бетеля.
3. Нельзя жевать листья бетеля и орехи одновременно.
4. Вдовы, санньяси и холостяки не должны употреблять листья бетеля.
5. Нельзя употреблять лист бетеля, используемый для сохранения извёстки (традиционно, в листья бетеля заворачивают курнам, ароматную гашёную известь).
6. Нельзя употреблять листья бетеля в дни поста, такие как Экадаши.
7. Не следует пить воду во время жевания листьев бетеля.

Всё вышеперечисленное – не полный список, лишь некоторые примеры.

Возврат к списку