Помощь сайту

Мы искренне признательны всем, кто решил помочь проекту.

Хочу помочь


Статьи


Экадаши — вайшнавский пост

Экадаши считается любимым днем Кришны, в который преданные воздерживаются от материальной деятельности. Экадаши – апракрита. Апракрита означает подобная пракрите, но сверхъестественная. Нас предостерегают, говоря, что экадаши не бренен, хотя он кажется таковым. Поскольку на него оказывает влияние луна, экадаши кажется принадлежащим этому миру. Жар мира и объём воды в теле увеличиваются из-за влияния луны, подобно тому, как луна влияет на отливы и приливы в океане. По мере приближения полной луны и новой луны объём воды в наши телах увеличивается.

Поэтому пост необходим, чтобы встретить им внешнее движение природы. Пост может спасти нас от этой специфической реакции. Рекомендуется пост, и, особенно, если человек не в состоянии поститься, то он может придерживаться рациона, который будет в меньшей степени служить причиной возбуждения, поэтому можно принимать анукалпу (не зерна). Мы постимся, чтобы сдерживать чувства, поскольку чувства в силу природного потока становятся в это время более интенсивными. В результате этого, человек будет возбужден и захочет наслаждаться – посягать на окружающий мир. Это неоправданное посягательство "я" следует контролировать, поэтому рекомендуется пост – это один путь.

Мы едим на экадаши лишь определённые продукты, поскольку они считаются менее вредными и менее возбуждающими тело. Кроме того, в "Хари-бхакти-виласе" говорится, что определённые грехи принимают прибежище в зернах и тех местах, которые мы однозначно должны избегать. Совершенный пост подразумевает даже отказ от воды (нирджал). Люди, неспособные обходиться без пищи, могу принимать фрукты, корни и молоко.

Кроме того, с духовной точки зрения, Сам Кришна испытывает большую потребность в наслаждении, а когда Кришна испытывает эту большую потребность, то преданным предоставляется большая возможность служить. Этот период предоставляет им большую возможность служить, поскольку Кришна хочет наслаждаться, и в это время преданные должны быть заняты тем, чтобы давать Ему все необходимое для Его наслаждения. Таким образом, первая причина – удовлетворение Кришны, а вторая причина – постясь, мы можем "иссушить" тело, и так дух наслаждения в нас ослабнет. Это объяснение общего характера. Существуют и многие другие обстоятельства.

Все сознательно, все личностно, и экадаши обладает своей личностной природой. Она в обществе всех свои спутниц отдает себя служению Кришне. Она не принимает пищу и не позволяет никому в своей группе принимать пищу или тратить время зря, но всегда занята служением Кришне. Нам говорят, что экадаши и двадаши любимы Хари – причина уже была объяснена. Хари будет удовлетворен любым малым служением, совершённым в эти дни.

Итак, двадаши и экадаши рассматриваются как любимые дни Кришны. Соблюдение экадаши носит обязательный характер – хотя двадаши также почитается как любимый Хари. Тем не менее, экадаши отдаётся предпочтение. двадаши отдается предпочтение перед экадаши лишь в восьми случаях, определяемых комбинацией накшатры, титхи и т. д. В этих восьми случаях мы соблюдаем Маха-двадаши, а не экадаши. Даже малое служение, совершаемое в экадаши и двадаши, приносит великую награду. Награда подразумевает, что наши стремление служить и искренность возрастут в это специфическое время. В более глубоком смысле, это означает, что Хари хочет принимать больше служения. Это удача слуг, что Хари требует от своих слуг большего, поэтому для слуг становится более важным совершать служение во время экадаши и двадаши.

Также на двадаши мы не срываем листья туласи, поскольку считается, что Туласи-деви постилась на экадаши.

Еще говорится, что служение стоит на первом месте. Если я пощусь и не пью воду, то рискую упасть и лишиться способности совершать служение Господу. Это нежелательно. Поэтому принимать анукалпу и совершать служение Господу – лучше. Лучше служить, чем сидеть праздно. Поэтому, если прасада-сева воспринимается как служение, то это самое лучшее. Но, в то же самое время, следует учитывать индивидуальную позицию преданного. Сахаджийи не постятся в экадаши вовсе. Они говорят: "О, мы находимся во Вриндаване – здесь не нужно поститься". Но Шрила Прабхупада (Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур) не любил этого – по его мнению, сахаджийа, прикрываясь кришна-бхакти, продолжают кормить чувства. Но, когда необходимо для служения Кришне сохранить тело, мы принимаем прасадам – мы не желаем поститься так, что станем обессилены. Так мы почитаем экадаши. Если пост не препятствует нашему служению, мы можем поститься.

Однажды в день Джанмаштами Хаягрива Брахмачари (позднее – Мадхава Махарадж) должен был организовать визит Прабхупады в Матхуру, где тот намеревался соблюдать Пурушотама-масу. Хаягриву хотели послать заранее, чтобы нанять подходящий дом. В день, когда он должен был выехать, случился Джанмаштами. Прабхупада попросил своего личного повара накормить Хаягриву рисом. "Ему предстоит утомительное путешествие, он будет истощён – ему предстоит осуществить серьёзную задачу, снять дом". Таким был его приказ. Но Хаягрива колебался, и колебался повар. Так или иначе, Хаягрива не стал есть в день Джанмаштами рис – вместо этого поел сабджи (с тапиокой), бананы и творог. Однако, если бы на его месте оказался профессор Санньял, то он непременно съел бы рис – настолько слепо он выполнял все указания Прабхупады. Он сказал бы: "О, Прабхупада попросил меня принять рис – я должен съесть рис!" Такой была его линия мысли. Но Хаягрива колебался: "Нет, нет, в этом нет необходимости, я достаточно силён. Я способен выполнять мой долг".

Опять же, когда Прабхупада хотел есть в день поста, он принимал анукалпу. Мой Гуру Махарадж чувствовал, что уместное питание дает максимум энергии, благодаря которой можно хорошо служить. Такой была его максима. Кришна – не банкрот. Принимай максимум прасадама и совершай максимум служения. Принимай все, что необходимо для дела Кришна – не для себя лично. Ты принадлежишь Кришне, поэтому, если ты станешь слабым и все служение пострадает, ты окажешься в проигрыше. "Мои солдаты должны быть хорошо накормлены и на славу сражаться". Таким был принцип моего Гуру Махараджа.

Возврат к списку