Помощь сайту

Мы искренне признательны всем, кто решил помочь проекту.

Хочу помочь


Статьи


Экадаши

Мы говорим о празднике Экадаши. В этот день мы обязательно заботимся, чтобы на кухне зерновые ни в коем случае не смешались с не-зерновыми продуктами. Иногда даже держим два набора соли, чтобы с набором соли для Экадаши никогда не соприкасались какие-либо зерновые. 
Этот день — замечательный день, чтобы сосредоточить свое внимание на служении Шри Хари, Кришне, на служении Гуру, на служении всем нашим учителям. Мы стараемся упростить свою жизнь — в особенности в этот день; упростить ее для того, чтобы у нас было больше возможностей помнить о Господе. 
Это хороший день, чтобы воздерживаться от совершения любых материалистичных поступков, от занятий любыми мирскими, обыденными делами. Слушать музыку, смотреть кино лучше в другой день. Мы стараемся в этот день больше повторять [Святое Имя], больше читать [священные писания], больше общаться с преданными и оставаться в храме, и также стараемся в этот день избегать приема любой пищи, приготовленной вне храма, вне общества преданных. И если кто-то готовит в этот день, нужно быть осторожным и внимательным, читать список ингредиентов на продуктах. 
Чтобы дать краткий обзор истории сегодняшнего дня, т. е. Экадаши, расскажем немного. Мы знаем, что в этот день Экадаши -  грех собственной персоной — входит в зерна. В «Падма-пуране» сказано, что набить полный рот зерна на Экадаши — равнозначно греху убийства миллионов брахманов. Очень экстремально. Мы знаем, что когда происходило творение вселенной — средних, высших и низших уровней вселенной, — то также был сотворен и грех, грех собственной персоной — папа-пуруша. И этот сотворенный грех, папа-пуруша, был создан для того, чтобы наказывать грешников, т. е. существ, которые совершают грехи. Он был очень ужасен, каждая часть его тела была сотворена из определенного греха. Глаза, уши, нос, волосы, руки, ноги, все части его тела были сотворены из тех или иных грехов. Он был черного цвета, а глаза желтые, вид очень страшный. 
Но жизнь продолжалась, и в один прекрасный день Вишну пришел к Ямараджу. Ямарадж приветствовал Вишну с великим почтением, омыл Его стопы, усадил на золотой трон. И тут до слуха Вишну донеслись ужасные вопли, крики, которые раздавались откуда-то с вселенского южного направления, т. е. снизу. Он спросил Ямараджа: «Что это за ужасные звуки?» И Ямарадж отвечал: «Это обитатели адских планет отбывают наказание, страдают за свои совершенные грехи». И тогда Вишну отправился на эти адские планеты и пришел к тем самым людям, которые страдали в агонии от своих же грехов. Вишну почувствовал большое сострадание, желание помочь им. И тогда из Его собственного тела была рождена Экадаши — олицетворение этого лунного дня. И Вишну сказал всем: «Соблюдайте этот день Экадаши. Тогда вы освободитесь от всех последствий ваших грехов и отправитесь на Вайкунтху». 
А папа-пуруша очень испугался Экадаши. Грех собственной персоной был в ужасе от Экадаши. И он постоянно прятался от Экадаши. Экадаши — это она, женского рода. Он постоянно прятался от нее и чувствовал: «Ну ведь Господь создал же меня не просто так?! А теперь получается, что мне совсем не осталось места». И так, плача о своей судьбе, он отправился к Вишну, прося Его о сострадании. И он рассказал Вишну: «Что теперь мне? У меня не осталось прибежища, повсюду Экадаши Деви и мне негде спастись от нее. Все живые существа отправляются на Вайкунтху, а мне нечего делать, я остался безработным. Пожалуйста, спаси меня». И тогда Господь милостиво разрешил: «Хорошо в день Экадаши ты можешь жить в зернах. В этот день находись там». Такова история в двух словах. Это история, как ее рассказывает «Падма-пурана». 
Есть и другая версия этой истории из неких других источников, которую я где-то слышала, но Гаудия Матх, Сарасвати Тхакур и его последователи всегда представляют именно эту версию истории. Я хотела просто напомнить об этой истории вам всем, чтобы помочь осознать важность этого дня, важность следования ему, чтобы в дальнейшем вы внимательно соблюдали его. 
Когда Гауранга Махапрабху оставлял дом, готовый принять санньясу, в эту ночь мать Шачи стояла в дверях дома, окаменев, словно статуя. Она догадалась, почувствовала, что Господь оставляет дом, поэтому некий инстинкт заставил ее подняться в столь ранний час, и она стояла у дверей, когда Нимай уходил. Уходя, Он сказал ей: «Пожалуйста, мама, Я хочу попросить тебя об одном — пожалуйста, соблюдай Экадаши». Это была Его единственная просьба к Своей матери. 
А в «Гарга-самхите» есть история, как однажды гопи пришли к Шримати Радхарани. Они спросили: «Как мы можем обрести преданность Кришне, подобную Твоей? Как мы можем стать настоящими преданными Кришны?» И Она ответила: «Следуйте Экадаши». Поэтому на самом деле у нас нет отговорок. 
Гурудев говорил: «Да в чем проблема! Съешьте пять килограмм картошки, если это необходимо». Есть так много не-зерновых видов пищи — это орехи, различные молочные продукты, корнеплоды, картошка. Так много видов пищи, которую можно в этот день есть, но многие [виды пищи] в этот день есть нельзя. И здесь, в России, у вас много-много гречки. И мне это очень нравится, потому что я люблю гречку. Каждый год Притху даже отправлял мне в Индию много килограмм гречки. Когда группа русских преданных отправляется в паломничество на Гаура-пурниму каждый год — приезжает обычно большая группа: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят человек, — и каждый, приходя ко мне, начинает распаковывать свою сумку и достает гречку, отдает мне, и так у меня получается целая гора гречки на Гаура-пурниму. 
Но необходимо промывать ее. Не знаю, вы на кухне промываете гречку или нет? Вы же не знаете, к чему прикасалась эта гречка, или что соприкасалось с этой гречкой на фабрике до этого. Поэтому любые виды зерновых и гречку необходимо всегда промывать. Гречка — это цветок, как говорят биологи. Поэтому нам дозволяется есть гречку на Экадаши и многие другие продукты. 
Столько я раз я видела своих духовных братьев, сестер, которые не следовали Экадаши, думая: «Это не в моих силах». И говорили мне: «Но ведь главное — это любовь и преданность». Особенно в одной части мира многие преданные думают: «Главное, просто любить Гурудева, и ты свободен от всего, ты в полном порядке. Главное, просто испытывай любовь». Но мы не преданные рага-марги. Мы поклоняемся пути рага-марги, преклоняемся перед ним, держа его как высший идеал над нашей головой. Но сами при этом понимаем необходимость следования правилам и предписаниям для нашего же блага. Ведь все эти правила и предписания предназначены для того, чтобы нам же стало лучше. И поэтому мы следуем им очень внимательно, тщательно. Есть ли у кого-нибудь какие-нибудь вопросы? 

Алакананда Деви Даси: А если кто-то оказывается в дороге? Например, сегодня мы отправляемся в дорогу и нам необходимо почти сутки провести в пути. Есть ли какие-нибудь особые советы или предписания для соблюдения Экадаши в пути?

Бхакти Лалита Деви Даси: Я на вашем месте отправилась бы сейчас на кухню и там набрала бы гречки, отварила бы картошки, собрала бы все это в набор для пикника, включая и удобное покрывало, а затем, отправившись в путь, когда наступит голод, можно остановиться рядом с дорогой, найти приятное место и устроить там пикник на обочине в стиле Экадаши. 
Но я думаю, главное здесь — это быть внимательным, когда готовишь что-либо, и обращать внимание на календарь, чтобы новость об Экадаши не застигала вас во время поедания утреннего бутерброда. Поэтому обращайте внимание на календарь. Я знаю, что многие используют iCal и другие программы для календарей на компьютерах Mac, на других компьютерах. Можете поставить себе специальные оповещения, чтобы за день до этого звучал будильник. Старайтесь думать на ход вперед. 

Алакананда Деви Даси: Я еще слышала, что в целом не хорошо начинать путешествие в Экадаши, что лучше подождать следующего дня и тогда уже отправляться в путешествие. 

Бхакти Лалита Деви Даси: Это было бы очень здорово, если бы вы остались еще на день. Но если вы путешествуете много, то практически невозможно избежать путешествия на Экадаши. В целом, не плохо избегать путешествия на Экадаши, но если вы путешествуете много, это просто невозможно. Просто будьте готовы и возьмите с собой прасад, анукалпу. Это не так сложно. Я всегда путешествую, и на Экадаши тоже. И я всегда беру с собой прасад, обычно преданные готовят что-то, и таким образом я всегда соблюдаю Экадаши, и это не создает для меня особых трудностей.  
Шрила Сарасвати Тхакур Прабхупад соглашался на особые условия для некоторых из ключевых своих проповедников, главных проповедников Гаудия Матха. Он хотел подчеркнуть, что самое главное для них — это проповедь, а все остальное, если в этом есть необходимость, можно подстроить под это. И поэтому для них, для проповедников, могли предоставить даже зерновую пищу в этот день, если они в этом нуждались. Он утверждал, что служение важнее, чем Экадаши. 
Но мы не хотим воспользоваться этим как предлогом или превратно это понять и начать нарушать Экадаши. Ум всегда пытается оправдать [нежелание строго следовать ограничениям]: «Но ведь Сарасвати Тхакур разрешал проповедникам принимать зерновые на Экадаши. Ну и я сегодня буду проповедовать, я пару книжек на улице раздам». Нам следует соблюдать осторожность и не применять к себе те уступки, которые были сделаны в прошлом. 
Дети тоже могут соблюдать Экадаши — это не так трудно. 
Когда в этот день, в Экадаши, делаются подношения для Божеств, которые могут включать в себя и зерновые, то отделяйте зерновые подношения, сделанные Божествам, на отдельные тарелки. Не смешивайте их на одной тарелке, отставьте то, что содержит зерновые, на отдельную тарелку и приберегите на следующий день. Они не должны соприкасаться друг с другом. 
Когда я служила секретарем Шрилы Гурудева, мы получили, наверное, сотни вопросов о технических подробностях следования Экадаши. И Гурудев очень терпеливо отвечал на многие из них. Иногда преданные спрашивали: «А как же морковка? Она оранжевая, а мы слышали, что на Экадаши нельзя ни красного, ни оранжевого». И когда не него нажимали снова и снова, Гурудев наконец ответил: «Ладно, морковка не виновата. Морковка не сделала ничего плохого». Но определенные овощи не рекомендованы в этот день — помидоры, баклажаны. По сути, все, в чем есть семена, зерна, не разрешается. Чили также. Единственные специи, которые мы используем в этот день, — это имбирь, соль и перец. Иногда в Индии вы можете заметить, что на Экадаши в пищу еще добавляют немножко кумина, но это потому, что они жизни не представляют себе без кумина. Однако это не вполне идеально. И я слышала, что преданные ИСККОН готовят иногда на Экадаши блюда из кинвы. Пшено иногда готовят, говоря, что оно не зерно. Но мы этого не едим. 
Есть много разных альтернативных форм зерновых. Иногда люди думают, что, если они выглядят иначе, то можно их кушать. Но мы остерегаемся всех видов зерновых. 
В Калифорнии, в нашем храме на каждый Экадаши и день поста, подобный Экадаши, устраивают большой пир. В особенности, на Кришна-джанмаштами, на Нрисимха-чатурдаши, на Гаура-пурниму. И Гурудев не возражал против этого. Он просто удивлялся: «У вас не экадашный пост, а экадашный пир». Он понимал, что мы люди западного мира, и никогда не пытался заставить нас следовать индийским, ведическим стандартам. Иногда преданные в панике спрашивали Гурудева: «А как же вот это? А как же это?» Задавали тысячи вопросов, и Гурудев в конце концов уступал и говорил: «Ладно, лишь бы зерновые не торчали из вашей еды». Ну, знаете, росток зерновых чтоб не торчал, чтобы зерна не торчали во все стороны. 
Мы знаем, что иногда преданные не понимали шуток Гурудева. Например, одна преданная в Австралии, у нее много детей. У нее родился седьмой ребенок, и она попросила Гурудева дать ему имя. И Гурудев в шутку сказал: «У вас седьмой родился? У вас десять будет». И она приняла это как серьезное наставление: «О Боже мой! Гурудев сказал — значит, нужно десять». Сейчас она беременная и ждет десятого ребенка. Каждый раз встречая ее, я напоминаю ей — он просто пошутил. Я не могу себе представить, что это такое — десять детей. В прошлый раз, когда я была в Австралии, я заезжала к ней в гости, останавливалась у нее дома. Мы хотели сделать семейное фото, чтобы все ее дети были на одной фотографии. И у нас ушло три часа, чтобы собрать всех детей в одном месте, чтобы они не корчили рожи, чтобы они никуда не убегали, чтобы они не шалили, чтобы все прилично выглядели на фотографии. Один убегает — его ловят, другой начинает убегать — его возвращают, третий начинает корчить ужасные рожи. И я все еще жду, чтобы эта преданная — ее зовут Сумангала, прислала мне эту фотографию. Она так занята, что у нее просто нет на это времени. Уже восемь месяцев жду. 
Нам нужно понимать, когда Гуру шутит, когда он говорит какие-то вещи в определенном контексте. Нужно понимать это, поскольку слишком уж легко наш ум пытается просто воспользоваться чем-то и оправдать все что угодно. Не все понимали чувство юмора Гурудева. Но мы знаем, что Шрила Гурудев был трансцендентным юмористом, об этом писал ему еще Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Очень часто Гурудев шутил, а преданные не понимали, что это шутка. Что мы можем сделать в такой ситуации, так это обратиться к более опытным, к более старшим вайшнавам, которые занимают более надежное положение. Они смогут нам объяснить, шутил ли Гурудев или говорил серьезно, и как именно нам применить его слова к нашей жизни. Есть ли еще вопрос? Может быть, один… 

Притху Дас Брахмачари: [не разборчиво: что-то о том, как объяснять людям значение Экадаши, людям, которые приходят в храм в этот день, но не соблюдают Экадаши, и как кормить их.]. 

Бхакти Лалита Деви Даси: Это наша храмовая система. Мы так делаем в Индии: раздаем зерновую пищу таким людям. Тарелка с маха-прасадом, предложенным Божествам, хранится отдельно, иногда даже под замком. Но можно открывать и раздавать — в частности, гостям. 

Вопрос из зала: [на английском, неразборчиво]. 

Бхакти Лалита Деви Даси: В три дня в году, на эти праздники — на Кришна-джанмаштами, когда мы постимся до полуночи, на Нрисимха-чатурдаши, когда мы постимся до сумерек, и на Гаура-пурниму, когда мы постимся до восхода луны. В эти дни мы весь день постимся, а затем принимаем так называемую анукалпу, т. е. пищу, которую можно принимать на Экадаши. Может быть, есть еще четвертый [праздник], когда мы постимся на зерновые? Или, может быть, только эти три в году? Наверное, только три. Так или иначе, в эти дни года, которые указаны в нашем календаре, мы следуем в точности как Экадаши, т. е. [применяем] те же самые ограничения на специи, те же самые ограничения на зерновые. 
Мы следуем, насколько это в наших силах, и сколь много блага мы получаем, мы сами не в силах представить. Не то, что мы следуем Экадаши по расчету. Но в то же время мы хотим избежать ненужных страданий и не совершать ненужные оскорбления. Кроме того, соблюдать Экадаши — это указание Гурудева, это указание Махапрабху Шачи Деви, это наставления Шримати Радхарани всем гопи.

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!
Джай Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай! 
Джай Шри Шри Гирирадж-Говардхан ки джай!

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Канай Лал Дас

Возврат к списку