Помощь сайту

Мы искренне признательны всем, кто решил помочь проекту.

Хочу помочь


Статьи


Чатурмасья, время обетов

 

Эта статья публикуется здесь исключительно в ознакомительных целях. В ней описаны крайне высокие стандарты следования обету Чатурмасьи, которых придерживался Шрила Сарасвати Тхакур. От современных западных преданных не требуется следовать им по максимуму. О том, как именно вам следовать обету Чатурмасьи, необходимо спросить у своего духовного наставника или придерживаться правил, которым следуют преданные вашего Гуру, ваши духовные братья и сестры. 

 

 

Во многих местах Веды предписывают соблюдение чатурмасьи. В дхарма-шастрах («Ману-самхите» и других писаниях) также нет недостатка в описаниях чатурмасьи как обета, обязательного для стремящихся к благочестию. В различных Пуранах мы можем найти упоминания о чатурмасья-врате. Также и в действующих ныне смрити, относящихся как к вайшнавам, так и к смартам1, мы находим предписания чатурмасьи: обнаруживаем их и в «Шри Хари-бхакти-виласе» (смрити, чья цель — обретение премы) и в «Критья-таттве», написанной Рагхунанданой.

Не следует думать, что обет чатурмасьи описан только в связи с карма-кандой и приносит только соответствующие плоды. В «Катхака-грихья-сутре» в описании дхармы санньяси2 мы читаем:

 

эка-ратрам васед граме нагаре панча-ратракам
варшабхйо ’нйатра варшасу масамш ча чатуро васет

 

«В деревне санньяси может оставаться одну ночь, в городе — пять ночей, но где бы ни застал его сезон дождей, он должен оставаться в этом месте все четыре месяца».

Чатурмасью соблюдают и гьяни, принявшие эка-данда-санньясу, и бхакты, принимающие триданда-санньясу. Обету чатурмасьи следуют и последователи Шанкары.

Сам Шри Бхагаван Шри Гаурасундар, когда наступило время чатурмасьи, жил четыре месяца у Шри Ранга-Мандира на реке Кавери. Преданные-гаудии каждый год приходили на эти четыре месяца к лотосоподобным стопам Шри Гауры в Шри Нилачалу. Об их пребывании в Шри Кшетре рассказывают в своих книгах святые, описавшие жизнь Господа.

Соблюдение чатурмасьи предписывается для всех четырех ашрамов. Обязывающие к подвижничеству, извечные обеты чатурмасьи со временем были оставлены обществом. Хотя у своекорыстных карми и бескорыстных преданных правила чатурмасьи несколько разнятся, каждый верующий в Веды принимает на себя ее обеты. Отказ от бхоги, наслаждения, присутствует в ней самым очевидным образом. Отказ от бхоги считается важным и в обществе карми, и в обществе гьяни, и в кругу вайшнавов. Поэтому арии придают чатурмасье большое значение, какому бы из этих трех путей они ни следовали и какому бы из ашрамов ни принадлежали. Только из-за малодушных людей, считающих, что столь длительные ограничения чересчур для них тяжелы, мы наблюдаем сегодня послабления и необязательность в следовании врате.

В трех из четырех укладов жизни, а именно в ашрамах брахмачари, ванапрастхи и бхикшу, удовлетворение чувств неприемлемо вовсе. Только в грихастха-ашраме в перечислении обязанностей грихастхи мы находим дух удовлетворения чувств в рамках предписаний и запретов, но даже здесь его цель — постепенное отречение от бхоги. Даже те, кто получил законное право в течение восьми месяцев года заниматься время от времени делами своей семьи, четыре месяца сезона дождей должны, живя вместе с верующими остальных укладов жизни, соблюдать обеты отказа от личного удовлетворения. Для тех, кто совершенно неспособен совершать нияма-севу, предписанное служение, в течение четырех месяцев года, наказывается с полной самоотдачей соблюдать обеты урджа-враты — месяца Картика3. Пусть при виде того, что некоторые из вайшнавов, будучи не в состоянии соблюдать обеты чатурмасьи, следуют только дамодара-врате, ни у кого не создается впечатление о необязательности чатурмасья-враты. Такое положение — не более чем анукалпа4 для неспособных. Если в течение четырех месяцев исполнять служение Хари согласно обету, дух служения Господу подчинит себе деятельность ума, и джива сможет пребывать в обретенном (найсаргика) сознании Хари5.

Сроки чатурмасьи устанавливаются в «Вараха-пуране» следующим образом:

 

ашадха-шукла-двадашйам паурнамасйам атхапи ва
чатурммасйа-вратарамбхам курййат карката-самкраме
абхаве ту туларке'пи мантрена нийамам врати
карттике шукла-двадашйам видхиват тат самапайет

 

Обеты этой враты следует соблюдать в течение четырех лунных месяцев, начиная со светлого двадаши месяца Ашадха и заканчивая светлым двадаши месяца Картика. Или же начиная с пурнимы месяца Ашадха и заканчивая пурнимой Картики. Или же начиная со дня карката-самкранти, когда Солнце вступает в знак Рака, то есть начиная с солнечного месяца Шравана и вплоть до окончания солнечного месяца Картика. Те, кто неспособен следовать чатурмасья-врате в один из трех описанных сроков, должны с полной самоотдачей совершать нияма-севу на Картику, повторяя джапу своей мантры и другие положенные обеты. Урджа-врату соблюдать особенно важно: она упоминается как одна из шестидесяти четырех составляющих бхакти. Оставлять обеты урджа-враты следует, начиная со светлого двадаши месяца Картика — другими словами, исполнять их следует, по крайней мере, двадцать пять дней6.

Четыре месяца дождей Шри Бхагаван пребывает на ложе сна. В это время следует принять обеты чатурмасьи, чтобы росло желание служить Хари. Чатурмасья — вечная врата. Неисполнение враты — грех. Шастра говорит:

 

итй ашвасйа прабхор агре грихнийан нийамам врати
чатурммасешу карттавйам кришна-бхакти-вивриддхайе

 

«С этой молитвой перед Господом следующий обету примет на себя ниямы чатурмасьи ради того, чтобы его преданность Господу Кришне возросла».

В «Бхавишья-пуране»:

 

йо вина нийамам марттйо вратам ва джапйам эва ва
чатурммасйам найен муркхо дживанн апи мрито хи сах

 

«Те, кто проводит время чатурмасьи, не принимая никаких обетов и не повторяя джапу, хотя и выглядят живыми, — мертвы».

Правило враты состоит в нияма-севе Шри Бхагавану — обетованном удовлетворении Его чувств, в джапе и санкиртане Его Святого Имени. В «Сканда-пуране», в беседе Брахмы и Нарады говорится:

 

джапа-хомадй ануштханам нама-санкиртанан татха
свикритйа прартхайед девам грихита-нийамо будхах

 

«Обладающий ясным разумом примет, молясь своему Господу о помощи, обет повторять джапу и совершать нама-санкиртана-ягью».

О запретах, действующих во время чатурмасьи, написано:

 

шраване варджджайеч чхакам дадхи бхадрападе татха
дугдхам ашвайудже маси карттике чамишам тйаджет

 

В первый месяц чатурмасьи (Шравана) следует отказаться от шака, во второй месяц (Бхадра) — от йогурта, в Ашвина — от молока, а в Картику — от амиша7. Под шаком некоторые понимают приготовленные овощи вообще. Отказавшись от бхоги, необходимо совершать Хари-санкиртану.

ручйам тат-тат-кала-лабхйам пхала-мулади варджджайет

Джива жадна до свежих овощей и фруктов по сезону, и из-за этой жадности забывает о Хари. Пресыщаясь ими, джива полностью погружается в мирское, поэтому во время чатурмасьи необходимо отказаться от этого желания и в воздержании совершать Хари-киртан.

Все время пока Хари отдыхает на ложе сна, нельзя принимать все виды фасоли, калинджи, патол, баклажаны и испортившуюся пищу8. Белые баклажаны нечисты всегда, от них требуется отказаться полностью, а по мере возможности отказаться и просто от баклажанов, патола и других приятных овощей.

Принять все ограничения сразу невозможно, поэтому следует принять те из них, которые тот, кто принимает на себя тот или иной обет, в состоянии выполнить. Карми не могут отказаться от мысли о наслаждении, поэтому каждый запрет сопровождается описанием плодов, которые приносит его соблюдение. Самое главное в том, что благодаря отречению ослабляется озабоченность внешним миром и появляется возможность обратить свои мысли, слова и поступки к Шри Бхагавану. Чем больше проявит себя дхарма атмы — дхарма вечного служения Хари, чем больше обуздана будет дхарма тела и ума — их пристрастия и вкусы, тем больше будет вдохновения и усердия в служении Хари.

Если это возможно, то во время чатурмасьи соблюдающий обеты будет принимать прасад только единожды в день, каждый день принимать омовение, все делать только ради Хари и во всем полагаться на Него Одного (Хари-ништха) и все четыре месяца поклоняться (арчанам) Хари. Пока Хари пребывает на ложе сна, отдыхать на удобной постели запрещено; благоприятно спать на земле.

Тот, кто принял обеты и имеет на это силы, может отказаться от соли, растительного масла, меда и трав. Он может отказаться от всех вкусов: острого, кислого, горького, сладкого, соленого и терпкого. Соблюдающий обеты должен посвятить себя йоге. Из всех йог самая высшая и самая приемлемая — бхакти-йога, потому что бхакти-йога и есть вечная природа атмы. Раджа-йога или гьяна-йога — временные наклонности ума, а карма-йога или хатха-йога — деятельность телесная и до некоторой степени умственная, и, следовательно, временная.

Тот, кто может, не будет принимать приготовленной пищи. Можно отказаться от молока, кисломолочных продуктов и сыворотки. Полный запрет на вино, мед и мясо9. Тот, кто способен на это, будет поститься через день. Пока Хари спит, нельзя обрезать волосы и ногти. Ухаживать за волосами и ногтями — значит беспокоиться о своем удобстве и приятной внешности. Если принять на четыре месяца обет молчания, то предоставляется возможность совершать только беспримесный киртан Господу Хари. Если есть без тарелок, с земли, приходит чувство собственного ничтожества (даинья), необходимое в служении Хари. Все эти ограничения устраняют препятствия для бхаджана. К правилам чатурмасьи преданные должны относиться как к анукулье, помощи своему бхаджану. Жить по ниямам в то время, когда Хари отдыхает на ложе сна, — указание шастры.

 

тасмин кале ча мад-бхакто йо масамш чатурах кшипет
вратайр анекайр нийамайх пандава шрештха-манавах

 

«О сын Панду! Тот из Моих преданных, кто, приняв различные обеты, проведет эти четыре месяца в их исполнении, должен считаться лучшим сыном человечества».

Помимо перечисленного, как обеты на чатурмасью можно принять следующее: вкушать только ночью; вкушать только панча-гавью: молоко, йогурт, топленое масло, коровью мочу и навоз; принимать омовение в тиртхах; есть только то, что приходит само, ни о чем не прося; петь и играть на музыкальных инструментах в Хари-мандире для Господа; приносить радость людям, объясняя им послание священных писаний; не пользоваться маслом или кремом для тела. Все обещанные плоды предназначены для корыстных карми; гьяни и бхакты не нуждаются ни в прижизненных, ни в посмертных наградах. Бхакта должен отказаться даже от мукти, желанного вознаграждения гьяни. Бхагавад-бхакти избавляет от стремления к покою и освобождению от страданий. Если суметь отдаться служению Кришне всем своим существом, чатурмасья принесет свой высочайший плод.

 

Редактор: Традиш дас

 


1 Вайшнавские смрити описывают, как сделать повседневную и общественную жизнь благоприятной для служения Господу Хари. Смрити, которыми руководствуются смарты, описывают, как можно использовать поклонение Господу Хари и богам в помощь повседневной и общественной жизни.

 

2 Санньяси, по самому определению своего ашрама, не может ни заниматься карма-кандой, ни стремиться к ее плодам.

 

3 Последнего месяца чатурмасьи.

 

4 Анукалпа — дополнительное положение, к которому прибегают в случае невозможности выполнить главное (пратхамакалпа). Так, например, вкушение фруктов и кореньев — анукалпа для экадаши-враты.

 

5 В отличие от естественного (свабхавика) сознания Кришны, каким является бхава-бхакти, обретенное или привнесенное (в деятельность ума) сознание Кришны происходит не из природы дживы, но из обязательности в следовании обетам, замещающей собой санкалпу-викалпу, отношение к окружающему с позиции удовлетворения своих чувств, т. е. деятельность ума. Такое обретенное состояние сознания создает благоприятные условия, чтобы проявилось естественное чувство души.

 

6 Урджа-врата должна продолжаться, по меньшей мере, с пурнимы месяца Ашвина до светлого двадаши Картики, что составляет 25 дней.

 

7 Соответствующие вайшнавские названия месяцев чатурмасьи: Шридхара, Хришикеша, Падманабха и Дамодара. Шак — любая зелень, дадхи включает в себя йогурт и простоквашу и другие подобные кисломолочные продукты, к амишу относятся, в частности, лимоны, любое молоко, кроме козьего, коровьего и буйволиного, соль, добытая из солончаков, молочные продукты в медных сосудах, вода из кожаных емкостей и пища, приготовленная для себя, а также все невегетарианские продукты. На протяжении Картики действуют и другие ограничения, совпадающие с правилами пурушоттама-враты.

 

8 Это не относится к маха-прасаду.

 

9 Благодаря подобным запретам можно понять, что никакие, даже самые греховные привычки человека не делают для него чатурмасья-врату необязательной.


Возврат к списку