Помощь сайту

Мы искренне признательны всем, кто решил помочь проекту.

Хочу помочь


5 апреля 2021 — Явление Шрилы Шриваса Пандита

Шрила Шривас Пандит - один из ближайших спутников Шри Чайтаньи Махапрабху, одна из ипостасей Панча-таттвы

Шривас Пандит, или Шривас Тхакур, входит в Панча-таттву, состоящую из Господа Гауранги и Его четырех прямых экспансий и энергий. Каждую ночь Господь Чайтанья и Его спутники воспевали имена Кришны и танцевали в доме Шриваса Пандита. Шривас Пандит никогда не прилагал никаких усилий, чтобы содержать себя или свою семью. Из-за его полного самопредания Шри Чайтанье и Его миссии, Господь Чайтанья обеспечивал все его потребности. (Смотрите Шри Чайтанья Чаритамриту, Ади-лила,10.8.)

Шривас Тхакур — вайшнавский святой, в гаудия-вайшнавизме почитается как одна из ипостасей Панча-таттвы, к которой относят Шри Чайтанью, Нитьянанду, Адвайту, Гададхару и Шриваса. Бхакты во главе со Шривасом описаны как части тела Шри Чайтаньи (его глаза, уши, руки, диск…). Все они принимали участие в его играх. С их помощью Гауранга распространил движение санкиртаны. Изначально Шриваса — это «межгалактический проповедник» и великий вайшнав Нарада.

В Панча-таттве Шривас Пандит представляет пограничную энергию Бога – живое существо (татастха-дживу). Преданные во главе со Шривасом описаны как части тела Господа Чайтаньи (Его глаза, уши, руки, диск и другое оружие). Все они принимали участие в играх Шри Гаурасундары. С их помощью Господь Гауранга распространил движение санкиртаны.

Изначально Шривас Пандит является Нарадой Муни, межгалактическим проповедником и вечным спутником Господа. Его самадхи расположено в районе 64 самадхи во Вриндаване.

Он жил в Навадвипе ещё до прихода Господа Чайтаньи в 1486 году. Вместе со своими братьями Рамой, Нидхи и Пати Шривас повторял имена Кришны, поклоняясь Господу и трижды в день совершая омовение в Ганге. Вместе с Адвайтой Ачарьей Шривас начал изучать «Шримад-Бхагаватам» и молиться о нисхождении Всевышнего Господа. Они взывали к Богу потому, что лишь аватара Кришны могла бы заронить зёрна бхакти в сердца отъявленных атеистов, гордых собою логиков и учёных философов, которые населяли в то время Навадвипу. В ответ на их молитвы, Кришна явился как Шри Чайтанья, и сердца всех вайшнавов наполнились радостью и привязанностью к нему. Малини, жена Шриваса и близкая подруга Шачидеви, нянчила маленького Шри Чайтанью, известного в детстве под именем Нимай. Шри Чайтанья любил Малини и Шриваса столь же сильно, как и своих родителей.

Шривасангам, жилище Шривасы, был расположен в двухстах метрах от дома Нимая. Роскошный дом Шриваса состоял из просторных комнат, был обнесён высокой стеной и окружён пышно цветущими садами и рощицами. Каждый вечер Шри Гауранга и его ближайшие спутники наслаждались здесь своими экстатическими киртанами и настроением Вриндавана. Именно здесь разгневанный мусульманский правитель разбил мридангу, пытаясь положить конец движению санкиртаны Шри Чайтаньи. С тех пор Шривасангам называют Кхол Банга Данга («место, где разбили мридангу»).

Когда мусульманский правитель Кази издал указ, запрещавший проведение санкиртаны (по его распоряжению нарушители этого указа подлежали обращению в ислам и должны были передать всё нажитое властям), Шривас Пандит только рассмеялся над фанатизмом правителя, хотя большинство жителей Навадвипы забеспокоились.

Именно в доме Шриваса Шри Чайтанья явил свою божественную форму всем своим вечным спутникам. По сути, дом Шриваса был местом, где и зародилось движение санкиртаны Шри Гауранги. Ежедневные чтения «Шримад-Бхагаватам», ночные киртаны, а также многие сокровенные Враджа-лилы Гауранги происходили именно здесь. Шривас Тхакур и Адвайта Ачарья, старейшины вайшнавской общины, посвятили всю свою силу и энергию распространению движения Харинама-санкиртаны Шри Чайтаньи. Говорится, что они вручили Шри Чайтанье свои тела, умы, дома, семьи и всё, чем они обладали. Они не знали никакого другого Божества, кроме него. Также говорится, что Шривас Пандит поддерживал всю свою семью не потому, что они были его родственниками, но только потому, что они были любящими слугами Шри Чайтаньи.

В «Гаура-ганоддеша-дипике» (90) Шривас Тхакур назван воплощением Нарады, а его младший брат Рама Пандит — воплощением большого друга Нарады Парваты Муни. Жена Шриваса Пандита, которую звали Малини, считается воплощением Амбики, кормилицы Кришны в Кришна-лиле. Его племянница Нараяни, мать Вриндавана Даса, автора «Чайтанья-бхагаваты», была сестрой Амбики в Кришна-лиле. В «Чайтанья-бхагавате» говорится, что после того, как Шри Чайтанья Махапрабху принял санньясу, Шривас Пандит переехал из Навадвипы в Кумарахатту, вероятнее всего из-за того, что слишком тяжело переживал разлуку с Господом Чайтаньей.



Возврат к списку