Помощь сайту

Мы искренне признательны всем, кто решил помочь проекту.

Хочу помочь


1 февраля 2024 — День ухода Шрилы Джаядева Госвами Прабху

 Шри Джаядева Госвами был пандитом при дворе Шри Лакшмана Сены, царя  Бенгалии. Отцом Джаядевы был Бходжадева, а мать звали Бамадеви. Они жили в округе Бирбхум, на территории нынешней Западной Бенгалии, в деревне под названием Кенубилва Грам. Джаядева Госвами родился в начале XII в. н. э. примерно за триста лет до явления Шри Чайтаньи Махапрабху. Жену его звали Шри Падмавати. Будучи придворным пандитом Лакшмана Сены, он жил на берегу Ганги. 

Он является автором "Шри Гита-Говинды", о которой упоминает Кришнадас Кавираджа Госвами в "Чайтанья-чаритамрите" (Мадхья-лила, 2.11): "День и ночь в обществе Сварупы Дамодары и Рамананды Рая Шри Чайтанья Махапрабху слушал в великом восторге песни Видьяпати и Чхандидаса, а также драму, написанную Раманандой Раем. Также он услаждал свой слух "Кришна-карнамритой" и "Гита-Говиндой".

Существует великое множество легенд о жизни Шри Джаядевы. Нижеследующая история в целом принимается как достоверная. Шри Джаядева Госвами работал над особенно чувственным фрагментом "Гита-Говинды", где рассказывалось об отношениях Кришны с гопи во главе с Радхарани. Он погрузился в глубокую медитацию на то, о чем писал, и обеспокоился тем, что зашел, возможно, слишком далеко в описаниях возвышенных качеств гопи. То, что он написал, похоже, представляло положение Кришны как в определенном смысле подчиненное по отношению к гопи. Но все-таки Кришна - Верховная Личность Бога. Как может Он подчиняться гопи? Джаядева Госвами вдохновился написать строку, где говорилось, что Кришна склоняется, чтобы коснуться лотосных стоп Шри Радхи. Но его рука дрогнула и соскользнула со страницы. Он колебался и думал: "Как мог я додуматься до такой писанины? Как мог я так обнаглеть, чтобы написать это черным по белому?" 

Тогда он решил пойти искупаться в Ганге в надежде на то, что, возможно, после этого к нему придет какое-то вдохновение. Джаядева Госвами пошел совершать дневное омовение, оставив жену Падмавати готовить для Божеств. Пока его не было, в доме у него появился Кришна, переодетый Джаядевой. Кришна подошел к письменному столу Джаядевы и нашел там пальмовые свитки, на которых была написана "Гита-Говинда". Кришна взял перо Джаядевы и написал стихотворение, в котором была строка "дехи падапаллава-мударам", где говорится: "Кришна склоняет Свою голову к лотосным стопам Шри Радхи". После этого переодетый в Джаядеву Кришна сел и принял прасад, приготовленный Падмавати. Почтив прасад, Кришна вышел из дому и исчез.

Как раз в это время Джаядева возвратился после омовения в Ганге. Когда он спросил о прасаде, жена пришла в недоумение. Когда она рассказал Джаядеве о том, что только что произошло, он изумился. Он пошел к своей книге и увидел, что еще непросохшими чернилами в ней написан стих, который он обдумывал перед тем, как пойти искупаться в Ганге: дехи падапаллавам ударам - "Кришна склоняет голову к лотосным стопам Шри Радхи".

Увидев этот стих, он сказал Падмавати: "Это чудо! Посмотри: я говорил тебе, что не хочу это писать, и вот это слово в слово написано так, как я сочинил". Слезы экстаза рекой текли из его глаз, потому что он понял тайну того, что только что произошло. "Падмавати! - сказал он. - Тебе повезло больше всех. Сам Кришна написал эту строку - дехи падапаллавам ударам - и принял прасад прямо из твоих рук".

Помимо "Гита-Говинды" Джаядева Госвами написал другую книгу под названием "Чандралока". Знаменитая "Даш-Аватара-Гита", рассказывающая о десяти аватарах Вишну, - это часть "Гита-Говинды".

День ухода Джаядевы Госвами выпадает на Пауша-шанкранти. Сейчас в Кендубива-Граме, где родился Джаядева, каждый год в этот день отмечается праздник - "Джаядева-мела".



Возврат к списку