Помощь сайту

Мы искренне признательны всем, кто решил помочь проекту.

Хочу помочь

E-mail рассылка


SMS рассылка


О расхождениях в календарях расчета дней Экадаши

Причины ситуации и метод её преодоления


Экадаши – это многомерное явление, сочетающее в себе духовный и астрологический аспект. Изучение обеих аспектов насчитывает века. Знакомясь с календарем экадашей, человек зачастую не предполагает, что знакомится с традицией и подходами той или иной школы и конкретного астролога – автора метода расчетов.

Вкратце можно сказать, что Экадаш рассчитывается на основе времени титхи (лунных фаз) и вхождения луны в определенные накшатры (созвездия), а также времени восхода и захода солнца.


Существование различных подходов в расчете дней Экадаши

Наиболее известные программы VCal и GCal для расчёта дат Экадаши и времени парана (прерывания поста) используются в «Международном Обществе Сознания Кришны». Однако не следует считать, что информация, предлагаемая ими, является абсолютной и незименной. Маркандея Риши дас в своей работе «О вайшнавском календаре» объясняет, что работа программ и данные, предлагаемые ими, периодически корректируются и изменяются:

«В начале 1980-ых годов Шьямасундара дас вместе с Бхану Свами внимательно изучил в "Хари Бхакти Виласе", написанной Санатаной Госвами, все принципы создания календаря вайшнава. Затем он приступил к работе над компьтерной программой, по которой можно рассчитывать ежегодный календарь ИСККОН (ISKCON - International Society for Krishna Consciousness, Международное Общество Сознания Кришны). Отличительная особенность этой программы состояла в том, что с ее помощью можно было рассчитать время восхода Солнца и фазы Луны для любой конкретной местности во всем мире. Хотя разработка этой программы была завершена в 1982 году, новый календарь в силу определенных обстоятельств использовался лишь в нескольких районах мира.

Некоторые члены Джи-би-си (GBC - Governing Body Comission, Руководящий Совет Общества) полагали, что существование разных календарей для различных районов мира не отражало общего стандарта ИСККОН. Поэтому в 1988 году Джи-би-си установил единый образец календаря Чайтанья Матха для всего ИСККОН. В конце того же года это решение было подвергнуто сомнению некоторыми преданными, и в 1989 году Джи-би-си создал Комитет по Исследованиям Календаря, который должен был рассмотреть все аспекты создания календаря вайшнава и отчитаться перед Джи-би-си в своих исследованиях. Эта работа была проделана, и в конце 1989 года членам Джи-би-си была представлена на рассмотрение статья, озаглавленная "Отчет по Календарю Вайшнава" (от имени Комитета ее написал Маркандея Риши дас). Прочитав этот отчет и обсудив его выводы, члены Джи-би-си подавляющим большинством проголосовали за принятие этой компьютерной методики расчета (и, таким образом, за вычисления с учетом конкретной местности) в качестве нового стандарта ИСККОН».

Эту обширную цитату мы приводим в качестве иллюстрации важного тезиса – не существует безусловных и раз и навсегда определенных «времени Экадаша», но существует определенный стандарт-договор группы ученых-астрологов и духовных учителей. Причем таких стандартов одновременно существует несколько.


Источники дат дней Экадаши на сайте «Экадаш.ру»

Расчет дней Экадаши на сайте «Экадаш.ру» производится в соответствии с наставлениями Шрилы Б.Р. Шридхара Махараджа, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Шрилы Бхактивинода Тхакура, а также «Хари Бхакти Виласы» Санатаны Госвами. Расчёты основаны на:


  1. Временах титхи (лунных фаз) и вхождения луны в накшатры (созвездия), рассчитанных П. М. Багчи, календарям которого доверял Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж.
  2. Времени восхода и захода солнца согласно программе Jagannatha Hora, ведущей рассчёты в соответствии с Сурья Сиддхантой.
  3. Правилах расчёта из «Хари Бхакти Виласы» и других Писаний, которые Шрипад Б.К. Тьяги Махарадж скомпилировал в сборник правил рассчёта Экадаши для миссии «Шри Чайтанья Сарасват Матх»


Каким образом правильно соблюсти Экадаш при существовании различных календарей?

Чтобы привести в гармонию существование расхождений в различных календарях Экадаши, необходимо обратиться в ведиеским духовным Писаниям. Они утверждают – важнейший принцип в следовании Экадаши – это то, что следование тому или иному календарю должно быть благословлено возвышенным Гуру – духовным учителем.

Выдающийся духовный учитель и астролог Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур очень строго следовал этому принципу. Ему не было равных в астрологических расчетах (Сурья Сиддханта), но он предпочел менее точный календарь астролога П.Н. Багчи, лишь потому, что им пользовался великий святой, Шрила Бхактивинод Тхакур. Верность Шри Гуру он ставил выше знания, полученного опытным путем.

В соответствии с «Махабхаратой» (Удьога-парва):

аштаитанйа вратагхнани апо мулам пхалам пайах
хавир брахмана камйа ча
гурор вачанам аушадхам

«Следующие восемь не нарушают поста: вода, коренья, фрукты, молоко, гхи, желание брахмана, указание гуру, лечебные травы или лекарства».

Нимбарка-сампрадая следует титхи, которые приходят после полуночи, а Экадаши следуют в Трайодаши. Некоторые смарты [смарта-брахманы] говорят: “Достаточно соблюдать лишь время прихода и ухода Экадаши ”. Это означает, что если Экадаши приходит утром, тогда они следуют только утром, а если вечером — тогда следуют только вечером.

Святой царь Юдхиштхира произнес:


тарко ‘пратиштхах шрутайо вибхинна

насав ришир ясья матам на бхиннам

дхармасья таттвам нихитам гухаям

махаджано йена гатах са пантхах

(Махабхарата, Вана парва, 313.117)


«Сухая логика не приводит к окончательному выводу. Тот, кто не имеет своей, отличной от других точки зрения, не может считаться великим мудрецом. В Ведах много разделов, и, просто изучая их, невозможно найти истинный путь, приводящий к пониманию принципов религии. Подлинный смысл религиозных заповедей скрыт в сердце безгрешного святого, постигшего природу духа».


Календарь, который мы предлагаем посетителям сайта «Экадаш.ру» одобрен такими возвышенными святыми и знатоками астрологии XIX и XX веков, как Шрила Бхактивинод Тхакур, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, Шрила Бхакти Сундар Говинда Махарадж.