Помощь сайту

Мы искренне признательны всем, кто решил помочь проекту.

Хочу помочь

E-mail рассылка


SMS рассылка


1 Февраля 2017 — Явление Шрилы Рагхунатха Даса Госвами

 

Шри Рагхунатх Дас Госвами родился около пятисот лет назад в селении Кришнапур, в округе Хугли, и происходил из касты каястха. Его отец, Хиранья Мазумдар, имел брата по имени Говардхан, и оба они были крупными землевадельцами. Рагхунатх рос в их семье единственным ребенком. В то время они собирали 20 лакхов (2 000 000) рупий налогов, из которых 12 лакхов должны были уплатить царю, так что чистый доход их семьи составлял 8 лакхов. Рагхунатх услышал о Махапрабху вскоре после того, как Он принял санньясу. Хиранья и Говардхана были знакомы с Адвайтой Ачарьей и обычно предлагали ежегодное пожертвование всем виднейшим бенгальским знатокам санскрита, равно как и их школам. Когда Махапрабху, приняв санньясу, вернулся в дом Шри Адвайты Ачарьи (Адвайта-бхаван), Рагхунатх Дас посетил Его и потерял разум от любви к Кришне. Его сердце совершенно растаяло от красоты и обаяния Махапрабху, уровня Его преданности и глубины Его учения. Сам Махапрабху понимал, какое впечатление Он произвел на юношу. Рагхунатх никогда не покинул бы Махапрабху, но Господь сказал ему: «Ступай домой. Не проявляй чрезмерного рвения, владей собой. В сердце своем храни святую любовь к Кришне, не проявляя ее внешне. Не действуй напоказ. Очень скоро наступит время, когда Кришна укажет тебе путь, откроет тебе дорогу. Не допускай лицемерия, храни свою веру в глубинах сердца».

стхира ханйа гхаре йао, на хао батулакраме
краме пайа лока бхава-синдху-кула

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 16.237)

«Успокойся и ступай домой - не будь безумцем. Океан мирского бытия не переплывешь одним рывком».

Впоследствии, в Панихати, Рагхунатх познакомился с Нитьянандой Прабху и получил от Него повеление: «Ты сын богатого человека, поэтому устрой большой пир и накорми моих учеников». Рагхунатх исполнил Его просьбу, и Нитьянанда Прабху был очень доволен им. Благословляя Рагхунатха, Он сказал: «Твое время скоро придет», а затем обратился к преданным: «Вот юноша - владелец огромного состояния, который мог бы наслаждаться всем, к чему стремится молодежь, но он думает не об этом. Благодать Кришны вошла в его сердце, и его не волнует ничто мирское: забыв о себе, он хочет покинуть свой дом, полный роскоши, желая стать уличным нищим. Он забыл о себе ради Кришны. Только взгляните, сколь высок его идеал - идеал преданности и любви к Господу. Любовь к Кришне сделала его безумным. Он очень, очень удачлив. Его не смогли удержать ни роскошь, ни почет, достойные царя».

Итак, он вернулся домой, но Хиранья и все домашние заметили, что он уже не входит во внутренние покои. Отец и старшие пришли к выводу, что здоровье Рагхунатха серьезно ухудшилось, так что, отобрав десять человек, они поручили им следить за ним, чтобы в случае новой попытки он не смог бы покинуть дом. Однажды ранним утром, еще до восхода солнца, их неожиданно навестил их семейный гуру Ядунандана Ачарья. Повстречав Рагхунатха во внешних покоях дома, он обратился к нему со словами: «Мне необходимо уйти по очень важному делу, и здесь нет никого, кто мог бы поклоняться Божеству у меня дома. Так что, пожалуйста, попроси от моего имени какого-нибудь ученика-брахмана послужить Божеству день или два, пока я не вернусь». Затем Ядунандана Ачарья направился к выходу, а Рагхунатх последовал за ним. Заметив, что он уходит с их семейным гуру, стража не задержала его. Пройдя какое-то расстояние, Рагхунатх сказал гуру: «Вы можете уйти по вашему делу, а я попрошу достойного человека проводить поклонение в ваше отсутствие». Гуру ушел, а Рагхунатх сумел воспользоваться предоставившимся ему случаем. Возможно, он действительно нашел человека, готового служить Божеству учителя, но сам поспешил уйти, направившись в сторону от Пури: он понимал, что, обнаружив его исчезновение, его близкие пошлют на поиски людей, приказав тем искать его на дороге в Пури. Вот почему в продолжение целого дня он шел в другую сторону. Остановившись на ночлег в доме пастуха, он взял у него немного молока и переночевал в коровнике, а утром пошел в Пури.

Обнаружив исчезновение Рагхунатха, его близкие узнали от охраны, что он ушел с их семейным гуру, но в доме гуру его не нашли. Решив, что он ушел в Пури, они послали в погоню за ним десять человек, но те вернулись ни с чем. Сумев таким образом ускользнуть от своих преследователей, Рагхунатх шел в Пури двенадцать дней, причем девять из них он не принимал пищи - в эти дни еда ему не понадобилась: его питала переполнявшая его божественная любовь. Ему было известно, что Шри Чайтанья находился в Гамбхире, в Каши Мишра бхаване, и, придя туда, во дворе дома он упал в поклоне перед Махапрабху. Мукунда Датта объявил Господу о прибытии Рагхунатха, и Махапрабху сказал: «О да, да, позаботьтесь о нем. Он добрался сюда с великими трудностями - он долго шел без еды. Ухаживайте за  ним несколько дней, а затем он сам позаботится о себе». Таково было указание Махапрабху, и в течение нескольких дней Рагхунатх принимал там прасадам. Затем он стал просить подаяние у ворот храма Джаганнатхи.

Убедившись, что они не в силах вернуть его домой, родные отказались от дальнейших попыток. Они направили к нему брахмана и двух слуг, дав им денег и поручив проследить, чтобы Рагхунатх не умер от голода; кроме того, их попросили снять для него дом. И хотя их посланники сделали все возможное, Рагхунатх по-прежнему жил подаянием. Однажды, по прошествии двух лет, он пригласил Махапрабху вкусить прасадам в том доме, и, желая сделать ему приятное, Господь согласился. Но впоследствии сам Рагхунатх решил не повторять подобного приглашения, рассудив: «Все это служит лишь моему имени, моей славе. Махапрабху не был доволен этим прасадом».

Сварупа Дамодар был самым дорогим приближенным Махапрабху и, кроме того, был известен как человек глубоких познаний. Рагхунатх тоже получил прекрасное образование - как мы знаем, он оставил нам прекрасные стихи на санскрите. Махапрабху поручил Рагхунатху заботам Сварупы Дамодара, сказав: «Я попрошу Сварупу Дамодара заботиться о тебе, и он подскажет, что нужно для твоей жизни в преданности».

Известно, что как-то раз Рагхунатх обратился к Махапрабху со словами: «Зачем Ты заставил меня покинуть дом, и в чем мое высшее благо? Если бы Ты соблаговолил Сам сказать мне об этом, мое сердце было бы удовлетворено».

Махапрабху ответил: «Я поручил тебя заботам Сварупы Дамодара, и он больше меня подготовлен к этому. Если же хочешь услышать что-нибудь от Меня, Я скажу тебе коротко:

грамйа-катха на шунибе, грамйа-вартта на кахибе
бхала на кхаибе ара бхала на парибе

амани манада ханйа  кришна-нама сада ла'бе
врадже радха-кришна сева манасе карибе

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 6.236,237)

«Не вовлекайся в мирские беседы. Всеми силами избегай мирского. Не вкушай изысканных блюд, принимай обычную пищу, пришедшую без особых усилий, не носи роскошных одежд. Всегда воспевай Имя Кришны, воздавая почтение другим и не ожидая никакого почтения себе. Будь скромен, не стремись прославиться. Таким образом старайся всегда воспевать Имя Кришны, а в сердце своем старайся служить Шри Шри Радхе и Кришне во Вриндаване. Вниманием своим будь во Вриндаване, воздавая служение лиле Шри Шри Радхи и Кришны».

Махапрабху сказал Рагхунатху, что эти слова содержат суть того, что Он хотел бы ему посоветовать, и вслед за тем, вновь взяв руку Рагхунатха, Он вложил ее в руку Сварупы Дамодара, сказав: «Я поручаю тебя заботам Сварупы Дамодара, он - лучший духовный учитель, и он позаботится о тебе».

Со времени прихода Рагхунатха в Пури Махапрабху прожил там еще шестнадцать лет, а затем покинул этот мир. Тогда и Рагхунатх ушел из Пури и направился во Вриндаван, думая: «Я обрел то, что должен был обрести, теперь же я хочу лишь однажды увидеть Вриндаван Дхам, после чего покину этот мир,  бросившись с высочайшей из вершин Говардхана». С этой мыслью он и отправился во Вриндаван, а там встретился с Санатаной Госвами и Рупой Госвами, что стало для него началом новой жизни. Рагхунатх думал: «О, что это? Махапрабху не покинул нас - сейчас Он живет в них».

Махапрабху наделил Рупу и Санатану силой сохранить поток преданности, воспринятый ими от Него, и представить его в новом свете. Их просили доказать цитатами из различных шастр, что учение Махапрабху составляет глубинную суть и цель всех священных писаний. Как сказано в «Бхагавад-гите» (ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах): «Цель всех богооткровенных писаний - показать, что Я Высочайший Центр, Абсолют». Поэтому Махапрабху сказал: «Кришна - Абсолют. С помощью различных священных писаний, а также сказаний - всеми возможными средствами - старайтесь доказать, что Кришна - это Сваям Бхагаван, Всевышний, и что Враджа-лила, Вриндавана-лила, есть высочайшее из всего, чего можно достичь». Два брата уже начали эту работу, когда к ним пришел Рагхунатх, осознавший: «Махапрабху теперь здесь». Отказавшись от мысли покинуть мир, он стал учеником Рупы и Санатаны. Известно, что когда-то Махапрабху сказал Санатане Госвами: «Мои последователи очень бедны и беззащитны, так что тебе следует заботиться о них, когда бы они ни приходили во Вриндаван. Ты должен стать покровителем всех Моих учеников, приходящих во Вриндаван». Вот почему Санатана помогал Рагхунатху, когда тот пришел во Вриндаван.

Рагхунатх настолько забывал о себе, что в один из дней, когда он сидел на берегу Радха-кунды и воспевал Святое Имя, он не заметил тигра, пришедшего в ту местность на водопой. Случайно став свидетелем этой сцены, Санатана Госвами был изумлен увиденным. До того времени Рагхунатх жил под деревом, но Санатана сказал ему: «Пожалуйста, построй себе дом и живи в нем. Не пренебрегай моей просьбой - я очень прошу тебя сделать это». Тогда Рагхунатх построил себе небольшую хижину и с тех пор жил в ней. Его вайрагья, отрешенность, не знала себе равных. Как ни велико было безразличие Санатаны, Рупы и остальных Госвами к мирским наслаждениям, отрешенность Рагхунатха была еще сильней.

Временами, когда он жил в Пури, он выходил просить прасад у ворот храма Джаганнатхи, а порой получал его в бесплатной кухне, устроенной для нищих. Но затем он пришел к заключению: «Я пользуюсь тем, что создано чужой кармой». Оставшийся от Господа Джаганнатхи прасад обычно отдают коровам Джаганнатха Пури, но даже коровы отказываются его есть, когда он настолько теряет свежесть, что издает дурной запах. Рагхунатх же стал питаться этим прасадом, промыв его водой и добавив немного соли. Однажды об этом услышал Махапрабху. Он пришел к Рагхунатху, когда тот собирался принимать «пищу» и неожиданно взял немного Себе. Отведав ее, Он заметил: «Я много раз пробовал прасад Джаганнатхи, но такого сладостного не вкушал никогда!»

Так что же является вкусом прасада? Это не мирской вкус. У Рагхунатха была столь сильная вера в прасад, что он, потомок семьи, купавшейся в царской роскоши, мог жить, питаясь прогнившей пищей со щепоткой соли, настолько безразлично было ему все мирское.

А на закате своей жизни, во Вриндаване, он принимал лишь одну миску гхола, пахты, в день. Это невозможно для человека из плоти и крови. Великие души, подобные Госвами, в действительности пришли сюда из другого мира: вот почему они смогли явить нам идеал отрешенности. Это невозможно для обычных людей - они умрут, попытавшись практиковать подобное отречение. Но, соблюдая такую вайрагью, Госвами показали нам идеал. В то же время Рагхунатх изучал написанное Рупой Госвами о высочайшем из чувств преданности - мадхура-расе.

Шрила Рагхунатх Дас Госвами явил глубочайшее понимание высшего уровня, наиболее сокровенного в святом преданном служении, коим является Радха-дасьям - смиренное служение Шримати Радхарани. Поэтому его называют прайоджана-ачарьей. Шрилу Санатану Госвами его преемники обычно считают ачарьей самбандха-гьяны. Слово самбандха означает «вещи как они есть». «Каково мое место в духовной иерархии?», - это было прекрасно разъяснено Шрилой Санатаной Госвами. И абхидхея - то, что мы должны развивать, чтобы достичь нашей цели, - было, в основном, описано Шрилой Рупой Госвами. Он учил нас, как нам достичь царства любви - высшей цели жизни. А высочайшее из наших достижений, то есть прайоджана, было ясно указано Шрилой Рагхунатхом Дасом Госвами. В своей знаменитой шлоке он пишет:

ашабхараир амрита-синдхумаяих катханчит
кало майатигамитах кила сампратам хи
тван чет крипам майи видхасьяси наива ким ме
пранаир врадже на ча барору бакаринапи

Эта шлока учит нас высочайшему, чего можем достичь мы, последователи Шри Чайтаньи Махапрабху. Что же это за достижение? Шрила Рагхунатх Госвами так обращается к Шримати Радхарани: «О царица моего сердца, вот уже много, много времени я с великим терпением ожидаю Твоей милости, настолько сладостной для меня, что без нее я не могу жить. От нее тает сердце, она влечет к себе сердце, она сокрушает сердце. Она затрагивает такие глубины моего существа, что я не могу жить без служения Тебе. Так или иначе я сумел пройти столь долгий путь, выдержать долгое время, но сейчас у меня нет терпения. Будь милостива: если Ты не смилостивишься надо мной, у меня нет надежды. Мое терпение подошло к концу. Здесь завершается моя жизнь и я не знаю, зачем мне этот Вриндаван? Вриндаван мне ни к чему! Зачем мне продолжать мою жизнь? Она бесполезна - она пройдет совершенно зря. Я не смог полюбить даже Вриндаван, связанный с лилой Кришны. Что говорить о Вриндаване - без Тебя я не могу наслаждаться даже обществом Кришны. Без Тебя даже Кришна не имеет для меня значения. Я не могу больше ждать, не могу наслаждаться ни собственной жизнью, ни этой местностью, ни даже Самим Кришной: если Он Сам придет благословить меня, я не смогу насладиться этим вне связи с Тобой. Так что, пожалуйста, будь милостива ко мне. Ты - все и вся. Без Тебя осознание Кришны не будет Его осознанием. Твое положение в лиле Кришны столь значительно и столь прекрасно, Ты - центр всей Его лилы. Без Тебя я не представляю себе жизни. Я полностью предаюсь Тебе, моя Царица».

Это Радха-дасьям. Высшее из наших достижений - в служении Шри Радхе, поскольку Она одна способна привлечь всю полноту милости Кришны. Она - Его вторая половина, и Она привлекает от Кришны к Себе наивысшую расу, высочайшее блаженство, как в количестве, так и в качестве. Вот почему преданные, что служат Шримати Радхарани, обретают расу высочайшего качества, получая ее от Кришны в ответ на свое служение. Этого нельзя обрести никаким иным путем. Служение, пришедшее через Шримати Радхарани, есть служение высочайшего качества, вот почему служение Ей должно стать summun bоnum (высшим благом) нашей жизни.

Все это было ясно сказано Шрилой Рагхунатхом Дасом Госвами, признанным прайоджана-ачарьей, наставником, указывающим нам высочайшую цель нашей жизни. Благотворное влияние этого дня и наша смиренная попытка обсудить все эти вопросы помогут нам достичь этой цели. Сегодняшний день - день прихода на землю удивительных, великих святых!

 



Возврат к списку