Помощь сайту

Мы искренне признательны всем, кто решил помочь проекту.

Хочу помочь

E-mail рассылка


SMS рассылка


7 Августа 2017 — Явление Шри Баладевы

Явление Шри Баладевы. Пост до полудня.

В день полнолуния лунного месяца Бхадрапад вайшнавы празднуют Явление Господа Баларамы. Все, чего человек может достичь в своей духовной жизни, он обязан именно Балараме, ведь Баларама - это олицетворение духовной силы Господа Кришны, Он - изначальный духовнй учитель, и Он дает все необходимые благословения.

Одно из значений имени "Баларама" - тот, кто дает духовную силу и радость. Баларама дает нам силу служить Господу Кришне с радостью и наслаждением, чтобы мы смогли отбросить низшие материальные вкусы. Ведь вкус - это единственный стимул, толкающий нас к чему-то. Господь Баларама служит Кришне в разных ипостасях и одна из них - это духовный учитель, который приходит, чтобы избавить нас от иллюзии.

Обитатели духовного мира не знают о материальном мире, потому что поглощены служением Господу, а обитатели материального мира поглощены удовлетворением чувств и забыли о Боге. Но на самом деле все мы суть уникальные души, потому что обладаем знанием и о духовном, и о материальном мирах.

Кто же такой Господь Баларама?

Баларама - старший брат Господа Кришны. Согласно Ведам, он трансформирует духовные энергии для создания "сцены", на которой разворачиваются лилы (игры, деяния) Кришны и Его преданных слуг. Баларама также олицетворяет Собою силу души и выступает в роли изначального духовного наставника, разъясняющего дхарму, или закон религии и бытия. В грандиозной битве между Пандавами и Куру, описанной в Махабхарате, он выступил в роли примирителя враждующих сторон, хоть и безуспешно. В день праздника принято воспевать деяния Баларамы и рецитировать благоприятные гимны. Кульминацией Баларама-пурнимы считается раздача особого медового напитка варуни, который очень любит виновник торжества.

Сын Рохини, поскольку Он будет перенесен из лона Деваки в лоно Рохини, прославится под именем Санкаршана. Рамой Его будут звать за способность радовать всех обитателей Гокулы и Балабхадрой -  за Его огромную телесную силу.


/Шримад Бхагаватам, 10.2.13/


"Бала" в переводе с санскрита означает "сила". Господь Баларама олицетворяет силу, с помощью которой можно приблизиться к Кришне. Это не физическая сила, и не сила ума. Говорится, что до духовного мира невозможно добраться, даже передвигаясь со скоростью мысли. Так какая же материальная сила может помочь в этом? Духовная сила, которую дает Господь Баларама, -  это желание служить Богу, и вкус к этому служению. По сути, духовная радость (рама) - это та единственная сила (бала), которая может вдохновить нас отказаться от так называемых наслаждений материального мира.

Радость духовной жизни - в служении. В материальном мире служение кому бы то ни было не считается престижным по определению. Наоборот, каждый стремится оказаться "на вершине", чтобы никому не подчиняться. Но в духовном мире служение - высший принцип, то, что доставляет наибольшее наслаждение. Пример тому показывает Господь Баларама. В шастрах говорится, что Баларама отличается от Кришны только цветом тела. Кришна - цвета грозовой тучи (шьяма), а Баларама - цвета хрусталя. Во всем остальном Они равны. Но Баларама добровольно занимает "подчиненное" положение. Кришнадас Кавирадж Госвами пишет, что Баларама служит Кришне в трех настроениях: как старший брат, как друг и как слуга. Он делает все, чтобы доставить Кришне удовольствие - так, как Кришне хочется в данный момент. Таков идеальный слуга Бога - он занимает то положение, в котором Господь хочет его видеть. Этому же Баларама учит и нас - мы должны служить Господу Кришне, не привязываясь к какому бы то ни было положению - будь то в духовном мире или в материальном, в раю или в аду, в роли старшего или младшего...

Господь Баларама - изначальный гуру. Духовный учитель наделен энергией Господа Баларамы. Подобно тому, как Баларама расправляется с демонами в Своих земных играх, так и духовный учитель уничтожает в нашем сердце анартхи.

Мы не можем принять прибежище непосредственно у Господа Баларамы - Он может давать нам наставления через зеркало сердца, но только тогда, когда это зеркало станет полностью чистым. Гуру значит "тяжелый". Своей тяжестью, серьезностью он помогает ученику избавиться от внутренней грязи. Если мы попытаемся идти к Кришне сами, майя обманет нас. Она будет раз за разом сбивать нас с пути ложными идеями. Невозможно вытащить самого себя из трясины - никакие теоретические знания не помогут. Нужен человек, который протянет нам палку. Поэтому так важен "живой" гуру. Только он, следуя по стопам Господа Баларамы, очистит наше сердце от самых "хитрых" анартх - которые сам в себе никогда не увидишь.

Бхактивинод Тхакур объясняет, что Дхенукасура - первый из демонов, убитых Баларамой, олицетворяет грубый материализм, то есть такой подход, при котором мы меряем Бога своей меркой - хорошо/плохо, нравится/не нравится. Только духовный учитель может объяснить нам истинную природу игр Кришны, а сами мы никогда не додумаемся до правильных ответов - ведь до духовного мира невозможно добраться с помощью мысли. Праламбасура воплощает вожделение и жадность. А также самообман. Как Праламба принял облик мальчика-пастушка, вожделение и жадность могут маскироваться под духовные желания. Можно заниматься таким «служением Богу» десятки жизней - но так и не достичь чистой любви. Как Баларама некоторое время катался на плечах Праламбасуры, гуру может принять от нас и такое служение - но лишь на некоторое время. Потом он своей духовной тяжестью заставит нас отказаться от лицемерия и начать служить Кришне по-настоящему.

Еще один "демон", убитый Баларамой, - горилла Двивида. Когда-то Двивида был одним из лучших слуг Господа Рамачандры. Он приносил огромные горы, помогая строить мост на Ланку. Но он возгордился своей силой, стал считать себя самым лучшим из преданных слуг Господа. Особенно ему не нравился Лакшман - "Он так приближен к Раме, но почему? Что Он такого делает?" Это одно из самых страшных оскорблений, из-за которого преданный cлуга может пасть даже с высокого уровня бхакти - добиваться служения Богу, "идя по головам" других Его слуг.

Ромахаршанасута, которого Баларама убил почти в конце Своих земных игр, и демоном-то по большому счету не был. Наоборот, Вьясадева, разделив Веды на части, доверил Ромахаршане объяснять людям Пураны и Итихасы. Множество мудрецов собрались в лесу Наимишаранья, чтобы послушать эти объяснения. Довольные Ромахаршаной, они благословили его на долгую жизнь. Но когда в Наимишаранью пришел Господь Баларама, возгордившийся лектор даже не встал с вьясасаны, чтобы приветствовать Его, изначального духовного учителя. Чего стоят знание священных писаний, высокое положение и хорошая карма, если человек ставит себя выше гуру и вайшнавов? И, тем более, выше Самого Бога? Шрила Прабхупада пишет, что в таком случае все достоинства человека подобны драгоценному камню на голове змеи – смертельно опасный обман.

Говорится, что с демонами, которых убивает Кришна, можно справиться с помощью собственных усилий на духовном пути, но те, кого убивает Баларама, могут быть убиты только извне - духовным учителем. Сами мы можем даже не увидеть этих проблем, пока не станет слишком поздно. Поэтому принятие духовного учителя - основополагающий принцип духовной жизни.

Так, по милости Господа Баларамы мы сможем избавиться от препятствий на пути бхакти и получить вкус к преданному служению Кришне. Кришна приходит только туда, где Баларама уже подготовил все для лучшего служения Ему. В день Явления Господа Баларамы мы можем молиться Ему, прежде всего, мантрой Харе Кришна, содержащей как имя Баларамы, так и просьбу о служении. Также полезно читать книгу "Кришна" - особенно главы 15 и 18 первого тома и 13 и 24 второго, где рассказаны истории о том, как Баларама наказывал нечестивцев.


По материалам http://www.dayalnitay.ru


Примечания


анартхи (санкр.) - здесь: действенные причины и мотивы материальных привязанностей души в мире материи (уводящие от артхи - высшей цели жизни)

майя (санскр.) - здесь: иллюзия, или то, чего нет



Возврат к списку