Помощь сайту

Мы искренне признательны всем, кто решил помочь проекту.

Хочу помочь

E-mail рассылка


SMS рассылка


18 Октября 2017 — Дипавали

Предложение и установка лампад (или свечей) в Вишну Мандирах

Ведический праздник Дивали (Дипавали) - Фестиваль Огней
Дивали имеет особенную важность из пяти главных праздников в году. Он наиболее известен как "Фестиваль Огней", который символизирует победу истины над ложью, путь от темноты невежества к знанию, победу добра над злом. А также для нас Холи (Дивали) может восприниматься как праздник весны, наполненный солнечным светом и веселым неистовством пышно расцветающей природы.

ДИВАЛИ или ДИПАВАЛИ ("дипа" - огонь, светильник, "вали" - много, т.е. "огненная гроздь") - более 7000 лет в Индии празднуется Дивали, который отмечает конец одного времени года - сезона дождей- и начало следующего - зимы. Время, когда крестьяне и фермеры собирают урожай, а торговцы поднимают паруса, чтобы после сезона дождей отправиться торговать в другие страны. Именно в это время почитается Махалакшми - Богиня изобилия и процветания.

 
Традиции Дивали

В день Дивали соблюдаются определенные традиции, и каждая из этих традиций несёт духовный смысл.

Приводится в порядок тело и дом. Очищение тела производится с помощью медитации. Новая одежда представляет собой облачение внутреннего "Я" во что-то новое. Также соблюдение воздержания от пяти пороков людей: страсти (вожделения), гнева, жадности, привязанности и эго; поэтому начинают очищение мыслей, слов, поступков и отношений.

Освещение дома огнями означает, что присутствует ум (свет ума). Глиняные лампы, которые называются 'Дийа' ('Дипа'), символизируют собой тело, которое является комбинацией пяти элементов - земли, воды, огня, воздуха и пространства. Это тело временно. А пламя Дийи представляет собой душу (Атму), которая, достигая постоянной связи со Сверхдушой (Параматмой), даёт искрящиеся и яркие лучи. Масло представляет собой бесценный компонент - духовное знание. Сохранять пламя всегда зажжённым значит быть всегда сознающим. "Я есть свет, всегда связанный с Высшим светом".

В этот день обязательно для всех пробудиться от глубокого сна невежества и быть связанным с Высшим светом с помощью медитации.


Дивали - это также время для оплаты счетов, и финансовых, и кармических. Это - время особенного почитания Дэват. Новая одежда, новая посуда.

Тело должно быть чистым. Купание при свете звезд перед восходом солнца принимается как купание в святой Ганге, таким образом очищение души и тела является благоприятным способом, чтобы начать день. Такое очищение и сосредоточение на всём новом символизирует отбрасывание неважного и надежды на наступающий новый год.

Сари с золотыми нитями - это символ Золотого Века (Сатйа-Юги) в Ведическом цикле времени - эпохи чистоты и гармонии. Старая одежда должна быть отброшена как напоминание, что старый мир Железного Века (Кали-Юга) закончится и даст путь новой жизни.

В Дивали каждый дом освещён, чтобы праздновать возвращение Рамы, Ситы и Лакшмана после четырнадцатилетнего изгнания. В это время бизнесмены закрывают книги старых счетов и начинают новые. Это означает начало нового. Это также символизирует отказ от плохого.

Люди обмениваются поздравлениями и подарками. Раздача конфет символизирует то, что речь, слова должны быть сладкими. Пуджи с огнём означают то, что человек готов предложить все свои слабости огню. 

Легенды о Дивали (Дипавали)

В Северной Индии наиболее известна легенда, где Дивали начинается в честь возвращения торжествующегося Правителя Рамы в Айодхйу после окончания изгнания и его победы над Раваной.

В Западной части Индии известна другая легенда, которая связана с царём-демоном Бали, который совершал такую тапасйу (духовную аскезу), что боги на небесах начали ощущать угрозу. Тогда господь Вишну принял форму карлика Вамана (пятое воплощение Вишну) и попросил три шага земли. Когда Бали был побежден, Господь также освободил тех, кого заключил Бали, среди которых были Лакшми - Богиня богатства, Ганеша - тот, кто устраняет препятствия. Когда Лакшми и Ганеша спустились к земле, они принесли людям великое процветание. В этом празднике почитаются Лакшми и Ганеша.

В Южной части Индии говорят, что Господь Вишну в своем восьмом воплощении как Кришна уничтожил демона Наракасуру, который причинял большие несчастья людям всего мира. Дивали (или Нарака-чатурдаши) празднует конец этого зла.

Хотя в праздновании Дивали появилось много других традиций, основа остаётся неизменной - люди украшают свои чисто вымытые дома цветами и огнями, а на улице перед порогом рисуют ранголи - орнаменты из цветных порошков и рисовой муки. 

Дивали - это праздник огней. Говорится, что в огне светильников - свет солнца, луны, звёзд и молнии. Свет - это божественное, тогда как тьма - отсутствие Бога. В ночь Дипавали зажигаются миллионы лампад. Их свет освещает дома и сердца людей, пробуждая в них стремление к Богу. Веды говорят: Тамаси ма джйотир гама "Не оставайся во тьме, иди к свету". Этот путь - из ночи в день - это путь духовного восхождения человека, путь к торжеству Бога в нашей душе.  

Дивали (Дипавали) - пятидневое празднество

Первый день Дивали называется Дханвантари Трайодаши (Дхана-Трайодаши) - зажжение Йама-Дип,  чтобы одолеть смерть, покупка новой посуды; 

Второй – Нарака Чатурдаши (Чхоти-Дивали) - святое купание рано утром (в этот день празднуют победу Господа Кришны над Наракасурой). 

Третий день – собственно Дивали - купание в воде с травами. В этот день поклоняются Лакшми и вспоминают о возвращении Господа Рамы в Айодхью. 

В четвертый день проводится поклонение холму Говардхан и царю Бали Махарадже - Бали-Утсава и Говардхана-Пуджа в день Пратипад. 

В пятый день – Йама-Двитийа или Бхайа-дуджа - братья приходит на обед в дома к сестрам и дарят самые лучшие подарки. 


Подробнее о каждом дне празднования. 

Первый день. Дханвантари Джайанти (Дхана-Трайодаши). Это день рождения отца Аюрведы. В Ведах и Пуранах он выступает в роли целителя богов и главы (бога) Аюрведической медицины. Говорится, что Господь Дханвантари приходит, когда утрачивается знание об Аюрведе, чтобы восстановить эту великую науку. Шрила Прабхупада пишет, что Дханвантари – полное воплощение Господа Вишну. 

Дханвантари изображается так же, как и Шива, с четырьмя руками. Дханвантари появился, держа в руках сосуд с омолаживающим нектаром называемым амрита, морскую раковину, чак и пиявку. Пураны утверждают, что Дханвантари возник из “океана молока” в то время, когда он был взбит при помощи горы Мандара, которая выполняла функцию столба, и Васуки - царя змей, который выполнял роль верёвки. Боги держали хвост змеи, а демоны – его голову. Они поочерёдно тянули змею, заставляя гору вращаться и тем самым пахтать океан. Но, когда гору поместили на океан, она начала тонуть. Тогда появился бог Вишну в форме черепахи и вынес гору на своей спине. 

Празднование Дня Рождения Дханвантари, бога здоровья и лечения, проводится с большим энтузиазмом в очень счастливой атмосфере каждый год накануне Дхан Терас, за два дня до Дипавали, праздника огней. Считается, что бог Дханвантари старший брат богини богатства Лакшми.

Второй день празднования Дивали.
Нарака-Чатурдаши - В этот день Шри Кришна убил могущественного демона Наракасуру. 

Нарака-чатурдаши называют пиком праздника Дивали. В этот день Дивали в Индии празднуют буквально все.

Весь день посвящен веселью, настроение у всех праздничное, люди надевают новые одежды и посещают храмы. Ночью устраиваются фейерверки. 

В Ведах говорится, что тот, кто совершает омовение утром Нарака-чатурдаши, не увидит миров Ямараджи. 


Третий день. Cобственно Дивали. В этот же день проводят Лакшми-Пуджу - поклонение Матери Лакшми. Все желающие имеют возможность выразить почтение этой великой преданной Господа - Махалакшми (Богине богатства и процветания).

О Лакшми-деви Шрила Прабхупада писал одному из своих учеников: «Каждый пытается наслаждаться Лакшми без Нараяны… Богиня удачи Лакшми непостоянна по отношению к материалистам. Сегодня он – принц, завтра – попрошайка. Но Лакшми не может уйти из того места, где пребывает Господь Нараяна. Поэтому, где бы ни поклонялись Господу Нараяне с великой заботой, там всегда будут удача и богатство. Поэтому преданные считаются самыми удачливыми людьми… Поделитесь же своей удачей с другими, расширяя это Движение сознания Кришны» (письмо Виджитатме дасу, 8 марта 1973 года).

Махалакшми больше, чем просто богатство. Различают восемь форм Лакшми, которые дают плодородие и обильный урожай, хорошее здоровье и отличную физическую форму, здоровое потомство, детей, которые наполняют родительский дом радостью и счастьем, возможности работы или бизнеса, которые приносят успех и славу. Деньги, драгоценности, материальные блага - это форма носит имя Дхана Лакшми.

Поздно вечером устраивают фейерверки. Всю ночь в домах горят свечи и лампы. Считается, что свет фейерверка помогает душам предков найти дорогу на небо.

После этого во всём доме зажигают лампы, свечи, лампады. Делают это для того, чтобы богиня Лакшми могла посетить любое место в доме. В этот день также приобретают металлическую посуду (символ благосостояния). Неотъемлемая особенность этого дня - предложение подарков друзьям и родственникам.

Господь Рама возвращается в Айодхью. После победы в жестокой десяти-дневной битве с Раваной, Рама, Сита и Лакшмана собрались возвращаться в Айодхью. Люди приветствовали Их радостными возгласами, а полубоги сыпали с небес цветы.

Вместе с жителями Айодхьи Бхарата устроил пышное празднество в честь возвращения Рамы. Дороги и улицы были чисто вымыты и разрисованы цветными узорами (ранголи). В воздухе витал аромат цветов и ароматических масел. Дома украшали цветы и гирлянды, и везде горели свечи и лампады. На улицах было не протолкнуться – все жители вышли встречать Своего Господа, которого не видели долгих 14 лет…

День четвертый. Говардхана-пуджа. В храмах Вриндавана, Матхуры и Говардхана в этот день проводится церемония аннакута. В каждом из них готовят огромное количество блюд (это в буквальном смысле горы еды!), предлагают их Божествам, а затем бесплатно раздают паломникам. Количество блюд доходит до трех тысяч (!), и некоторые храмы соревнуются между собой, кто из них приготовит и раздаст больше. 

Не забывают в этот день и коров, которых так любил Кришна. В этот день священным животным также проводится церемония поклонения: на них надевают гирлянды и украшения и вдоволь кормят свежей травой и сладостями. 

В этот же день проводят Бали-дайтьяраджа-пуджу – поклонение Бали Махараджу, поскольку, согласно легенде, именно в этот день он пожертвовал завоеванную им Вселенную Господу Вамане.
 

В пятый день Дивали отмечается праздник под названием Бхатри-дуджа. 


Название этого праздника указывает на то, что он проводится на 2й день после новолуния (дудж)

Говорится, что в этот день Ямараджа отправился в гости к своей сестре, и она поставила ему на лоб благоприятный знак, чтобы его не покидала удача. Поэтому в этот день сестры совершают пуджу, чтобы защитить своих братьев. В ответ братья в знак любви дарят сестрам подарки.

Другой вариант происхождения этого праздника связан с историей освобождения Наракасуры. После убийства этого демона, Господь Кришна отправился к Своей сестре Субхадре, которая приняла Его традиционной церемонией – предложив Ему светильник и поставив на лоб знак тилака. Так она по-сестрински хотела защитить Кришну от всего неблагоприятного.

Фестиваль Дивали считается незавершенным без Бхатри-дуджа.

Дивали - это праздник любовного взаимообмена, подарков и добрых пожеланий. Обмен подарками – значительная составляющая духовной традиции вайшнавов. Великий святой Шрила Рупа Госвами писал: "Приносить дары и принимать дары, поверять свои мысли и спрашивать о сокровенном, принимать прасад и угощать прасадом – таковы шесть проявлений любви, которую преданные испытывают друг к другу".

Во время празднования Дивали мы можем ощутить реальный вкус отношений с преданными – дарить подарки и принимать их в ответ, делиться духовными реализациями и слушать рассказы об играх Кришны, и, конечно же, угощать друг друга прасадом. Это поможет нам создать не просто «общину», а настоящую большую семью преданных Кришны.

Дивали - празник огней. Этот праздник – символ торжества света над тьмой, истины над ложью, жизни над смертью. Огни Дивали освещают не только улицы городов, но и людские умы и сердца.

Так что Дивали – это ещё и хороший повод делать подарки и щедрые пожертвования Божествам!  А ещё – распространять сознание Кришны!



Возврат к списку