Помощь сайту

Мы искренне признательны всем, кто решил помочь проекту.

Хочу помочь

E-mail рассылка


SMS рассылка


Статьи


Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада об экадаши

Существует множество правил и предписаний, и тот, кто действительно хочет постичь Кришну, должен следовать принципам, приведенным в авторитетных священных писаниях. Он может совершать аскезу в соответствии с этими принципами. Например, можно дать обет держать полный пост на Джанмаштами, день явления Кришны, и дважды в месяц в дни экадаши (на одиннадцатый день после полнолуния и новолуния)
("Бхагавад-гита как она есть", комментарий к стиху 11.54)


Преданное служение включает в себя также совершение аскез (тапасью). Два раза в месяц в дни экадаши, которые приходятся на одиннадцатый день после полнолуния и новолуния, а также в дни рождения Господа Кришны, Господа Рамачандры и Чайтаньи Махапрабху преданный должен поститься. В году много подобных дней. Слово йогена значит "обуздывая чувства и ум". Йога индрийа-самйамах. Йогена подразумевает, что преданный поглощен самосозерцанием и в процессе познания себя постигает свои вечные отношения со Сверхдушой. Таким образом, человек постепенно утверждается в преданном служении, и его вера становится такой непоколебимой, что никакие материальные соблазны не могут пошатнуть ее.
("Шримад-Бхагаватам", комментарий к 3.27.22)


Ни для кого не секрет, что тот, кто хочет прогрессировать в сознании Кришны, должен следить за своим весом. Если человек сильно полнеет, значит, он остановился в своем духовном развитии. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Tхакур беспощадно критиковал своих учеников, которые начинали тучнеть. Отсюда следует, что человек, желающий продвигаться по духовному пути, не должен много есть. В прежние времена преданные, совершая паломничество, шли в леса, поднимались на высокие холмы и горы, но в наши дни никто не способен на такие суровые аскезы. Наша аскеза заключается в том, чтобы питаться только прасадом и не есть больше, чем нужно. В вайшнавском календаре указано много постов, например в экадаши, а также в дни явления и ухода Господа и Его преданных. Цель таких постов - уменьшить количество жира в организме, чтобы человек не спал больше положенного и не становился ленивым и апатичным. Из-за переедания человеку приходится спать больше, чем необходимо. Человеческая жизнь предназначена для аскезы, а совершать аскезы - значит ограничивать себя в сексе, еде и т.д. Это позволит человеку сберечь время для духовной деятельности и очиститься снаружи и внутри. Tолько так можно очистить свое тело и ум.
("Шримад-Бхагаватам", комментарий к 4.28.35-36)


Шрила Джива Госвами собрал цитаты из многих шастр, где говорится, что шраддху, подношение предкам, не следует совершать в экадаши-титхи. Если годовщина смерти приходится на экадаши, то шраддху нужно проводить не в этот день, а на следующий, в двадаши. В "Брахма-ваиварта-пуране" сказано: йе курванти махипала шраддхам чаикадаши-дине трайас те наракам йанти дата бхокта ча прераках. Если шраддха, подношение пищи предкам, совершается в экадаши-титхи, тогда и тот, кто его совершает, и предки, для которых оно предназначено, и пурохита — семейный жрец, возглавляющий проведение этого обряда, — все окажутся в аду.
("Шримад-Бхагаватам", комментарий к 7.14.23)


Выполнять экадаши-врату и двадаши-врату означает доставлять удовольствие Верховной Личности Бога. Тот, кто хочет продвинуться по пути сознания Кришны, должен регулярно соблюдать экадаши-врату.
("Шримад-Бхагаватам", комментарий к 9.4.29)


Предписание поститься на экадаши является непреходящим заветом для всех вайшнавов.
("Шримад-Бхагаватам", комментарий к 11:12:1-2)


эи дуи-гхаре прабху экадаши дине
вишнура наиведйа маги' кхаила апане

В их домах Господь Чайтанья Махапрабху в дни экадаши просил пищу и Сам съедал ее.

КОММЕНТАРИЙ: Правило поститься в экадаши распространяется на преданных, но не на Господа — Ему в этот день предлагают множество блюд. Господь Шри Чайтанья Махапрабху, пребывая в экстазе вишну-таттвы, съел подношение, предназначенное Господу Вишну.
("Шри Чайтанья-чаритамрита", Ади-лила, 10.71)


вйадхи-чхале джагадиша-хиранйа-садане
вишну-наиведйа кхаила экадаши-дине


Однажды в день экадаши Господь [Чайтанья], притворившись больным, попросил принести Ему прасада от подношения Господу Вишну из дома Хираньи и Джагадиши.

КОММЕНТАРИЙ: В четвертой главе Ади-кханды "Чайтанья-бхагаваты" полностью описано, как Господь в день экадаши принимал вишну-прасад в доме Джагадиши и Хираньи. В экадаши Господу Вишну предлагают обычные угощения, поскольку, в отличие от преданных, Господь в этот день не постится. Однажды в день экадаши в доме Джагадиши и Хираньи Пандита для Господа Вишну готовилось особое угощение, и Господь Чайтанья, сказав, что Ему нездоровится, попросил Своего отца сходить туда и принести вишну-прасад. Дом Джагадиши и Хираньи находился примерно в трех километрах от дома Джаганнатхи Мишры. Поэтому, когда по желанию Шри Чайтаньи Махапрабху Джаганнатха Мишра пришел к Джагадише и Хиранье с просьбой дать ему прасад, те были немного удивлены. Откуда ребенок мог узнать, что в тот день они готовили для Господа Вишну особое подношение? Они тут же заключили, что Нимай, должно быть, обладает сверхъестественными мистическими способностями. Иначе как бы Он узнал об особом подношении? Поэтому они немедленно передали с отцом Господа Чайтаньи Махапрабху Джаганнатхой Мишрой прасад для Господа. Хотя Нимай жаловался на недомогание, как только Он отведал вишну-прасад, от Его болезни не осталось и следа, и Он принялся раздавать прасад Своим товарищам по играм.
("Шри Чайтанья-чаритамрита", Ади-лила, 14.39)


мата бале, — таи диба, йа туми магибе
прабху кахе, — экадашите анна на кхаибе


Мать ответила: "Сын мой, я дам Тебе все, что Ты пожелаешь". Тогда Господь сказал: "Дорогая матушка, пожалуйста, не ешь пищу из зерна в дни экадаши".

КОММЕНТАРИЙ: Будучи еще совсем ребенком, Господь ввел правило поститься в дни экадаши. В "Бхакти-сандарбхе" Шрила Джива Госвами приводит цитату из "Сканда-пураны", в которой человек, не соблюдающий это правило, приравнивается к убийце собственной матери, отца, брата и духовного учителя и где утверждается, что такого человека ожидает падение, даже если он вознесется на Вайкунтху. В экадаши для Вишну готовят обычную пищу, включающую зерно и бобовые, но вайшнав не должен в этот день есть даже вишну-прасад. Считается, что вайшнав должен есть только то, что было предложено Господу Вишну, однако в экадаши вайшнав не должен касаться даже маха-прасада Вишну - этот прасад нужно оставить на следующий день. Таким образом, в экадаши запрещен любой вид пищи из зерновых, даже если эта пища была предложена Господу Вишну.
("Шри Чайтанья-чаритамрита", Ади-лила 15.9)


шачи кахе, — на кхаиба, бхала-и кахила
сеи хаите экадаши карите лагила


Шачимата сказала: "Твои слова верны. Я больше не буду есть зерно в экадаши". С того дня она стала поститься на экадаши.

КОММЕНТАРИЙ: Среди смарта-брахманов распространено неверное представление, что экадаши должны соблюдать только вдовы, но не замужние женщины. Судя по всему, Шачи следовала этому правилу и не постилась в экадаши, пока об этом не попросил ее Господь Чайтанья. Шри Чайтанья Махапрабху ввел порядок, по которому все без исключения должны соблюдать экадаши и не должны прикасаться к пище из зерна, даже если она была предложена мурти Господа Вишну.
("Шри Чайтанья-чаритамрита", Ади-лила 15.10)


Тема двенадцатой виласы [Хари-бхакти-виласы Санатаны Госвами] – экадаши, а в тринадцатой сказано, как соблюдать пост и какие церемонии проводить в маха-двадаши. В четырнадцатой виласе объясняются правила, которым необходимо следовать в разные месяцы года. Пятнадцатая виласа повествует о том, как поститься на экадаши, воздерживаясь даже от воды.
("Шри Чайтанья-чаритамрита", Мадхья-лила 1.35)


Вы должны рекомендовать избегать смешанных экадаши и соблюдать чистые экадаши. Также вы должны объяснить, что несоблюдение экадаши - это проступок. Нужно быть очень внимательным в отношении этих вопросов. Если человек невнимателен, то он будет небрежным в исполнении преданного служения.
("Шри Чайтанья-чаритамрита", Мадхья-лила 24.342)


В "Брaхмa-вaивaртa-пурaне" говорится, что тот, кто постится в экaдaши, освобождaется от всех последствий греховных поступков и его прaведность возрaстaет. Глaвное, однaко, не в том, чтобы просто соблюдaть пост, a в том, чтобы укрепить свою веру в Говинду, Кришну, и любовь к Нему. Истинный смысл постa в экaдaши зaключaется в том, чтобы свести к минимуму зaпросы телa и мaксимaльно использовaть время для служения Господу – повторения мaнтры и другой деятельности в предaнном служении. Лучшее, что можно делaть в день постa – это вспоминaть об игрaх Говинды и постоянно слушaть Его святое имя.
("Нектар Преданности", глава 7)


К таким дням, в которые рекомендуется вспоминать о Господе, относятся экадаши, выпадающие два раза в месяц - на одиннадцатый день после полнолуния и после новолуния. В этот день все преданные соблюдают пост вплоть до следующего утра и непрерывно поют славу Господу.
("Нектар Преданности", глава 26)


Экстатическая любовь к Кришне усиливается и в экадаши, которые также являются праздничными днями, связанными с Кришной.
("Нектар Преданности", глава 26)


эи сабе виддха-тьяга, авиддха-карана
акаране доша, каиле бхактира ламбхана


Таким образом, необходимо следовать сознанию Кришны, дхарматах (должным образом) и вратаих. Бхаджанте мам дридха-вратах. Вот как сегодня - экадаши-врата. Вратаих. Необходимо соблюдать экадаши-врату. Посмотрите... Здесь сказано: "Ты совершил все враты". Смысл экадаши-враты состоит в том, что сегодня мы не должны есть обычные продукты из зерновых. Предписан пост. Нирджала-экадаши. Нирджала означает, что многие преданные не пьют даже воду. Согласно шастре, вода – питьевая вода – равноценна пище… Однако многие преданные выпивают каплю воду. Целый день и ночь они постятся и соблюдают экадаши-врату. А ночь зовётся харивасарой. Харивасара означает, что всю ночь они повторяют Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама… Это и есть врата. Дридха-врата. Дридха-врата.
(Из лекции по "Шримад-Бхагаватам", 1.5.1-8, 23 мая 1969, Новый Вриндаван)


Вот как… Всё описано в "Бхагавад-гите". Как в больнице. В больнице могут находиться многочисленные пациенты; в день экадаши они ничего не едят. Означает ли это, что они соблюдают экадаши? Такой больной просто одержим: "Когда я поем, когда я поем, когда я поем?" Однако эти ученики добровольно отказываются от пищи. Мы не говорим, что следует полностью отказываться от еды. Немного фруктов, немного цветов. Во и всё. Поэтому, парам дриштва нивартате. Словно ребёнок - он ест всё, что попадает ему в руки. Если дать ему лакомство повкуснее, то он выкинет старое и примется за новое. В сознании Кришны речь идёт о лучшем занятии, лучшей жизни, лучшей философии, лучшем сознании - обо всё лучшем. Поэтому ученики могут отказаться от греховной деятельности и прогрессировать в сознании Кришны.
(Из лекции по "Шримад-Бхагаватам", 1.8. 30, 22 апреля 1973, Лос-Анджелес)


Если мы говорим о достижении Абсолюта, то нужно согласиться совершать определённую тапасью. А иначе, достижение Абсолюта невозможно. Предварительную скромную тапасью. Подобную экадаши. Экадаши – тоже тапасья. В дни экадаши мы отказываемся от пищи; даже не пьём воду. Однако в нашем обществе мы не соблюдаем настолько строгие правила. Мы говорим: "В экадаши не следует употреблять в пищу зерновые. Можно съесть немного фруктов, выпить молока". Это тапасья.
(Из лекции по "Шримад-Бхагаватам", 3.12. 19, 3 марта 1975, Даллас, Техас, США)


Зачем мы соблюдаем экадаши? Чтобы очиститься.
(Из лекции по "Шримад-Бхагаватам", 7.9. 8, 21 октября 1968, Сиэтл)


Таким образом, вы можете разными способами помогать этому движению и заниматься благотворительной работой в Индии и за её пределами. Я прошу вас об этом. Я одобряю это занятие. Конечно, сегодня экадаши. В основном, мы постимся. Однако мы не отказываемся от прасадама. Таким образом, это не вопрос прасадама. Это вопрос той важной работы, совершить которую нам предстоит. Вопрос в том, как мы можем распространить движение сознания Бога. Если этого не сделать, мы никогда не будем счастливы.
(Из выступления на церемонии закладки краеугольного камня, 23 января 1975, Бомбей)


Это явления зовётся "тапасья". Например, день экадаши – в это день мы оказываемся от обильной еды. Мы просто едим малое количество фруктов и цветов. Можно попытаться отказаться и от этого. Не пить даже воду. Это настоящий экадаши. Но, поскольку мы не в состоянии так поститься – в Кали-югу не те времена – то нам позволено принимать немного фруктов и молока, что зовётся анукалпой. Подобный рацион – это тапасья.
(Из выступления в Бомбее 7 апреля 1971)


Преданный: Можем ли мы предлагать Божеству зерновые продукты в день экадаши?
Прабхупада: О, да. Но не гуру. Экадаши соблюдает джива-таттва, не Вишну-таттва. Мы постимся, чтобы избавиться от материальных желаний, но Радха-Кришна, Чайтанья Махпрабху... Чайтанье Махапрабху также не следует предлагать зёрна, поскольку Он играет роль преданного. Зерновые продукты можно предлагать лишь Радхе-Кришне и Джаганнатху. А Гуру-Гауранге – нет. И этот прасадам никто не должен есть. Его следует сохранить до следующего дня.
(Из беседы 22 апреля 1972, Япония)


Гость: А вот Кришне предлагают в храме тамбулу (бетель).
Прабхупада: Да, Кришна его принимает.
Гость: Да. И это прасадам Бхагавана Шри Кришны...
Прабхупада: Да.
Гость: ...тогда и преданные могут принимать...
Прабхупада: Нет, прасадам, согласно нашим принципам... Скажем, в день экадаши мы не принимаем даже прасадам. Анну (пищу). Мы сохраняем её. И прасадам... На экадаши анна запрещена, но не для Божества. Анну предлагают Божеству, но мы не можем принимать её, даже прасадам. Речь идёт о строгом следовании принципу. Кришне предлагают даже тамбулу, она не предназначена для нас. Да. Строго следовать принципу. Тот же пример... Как в день экадаши анну предлагат Кришне, но мы не едим.
Гость: Преданным не позволено.
Прахупада: Именно так.
Гость: Понятно.
(Из беседы 11 июля 1973, Лондон)


Тамала Кришна: Говорят, что экадаши – это неблагоприятное сочетание планет, и потому необходимо больше повторять Харе Кришна, чтобы нейтрализовать этот негативный эффект.
Прабхупада: (смеётся) Нет-нет. Экадаши очень благоприятен. А повторение более эффективно. Да.
Тамала Кришна: Я помню, однажды Вы сказали, что все Ваши инициированные ученики должны повторять минимум двадцать пять кругов.
Прабхупада: Минимум.
Тамала Кришна: Минимум в этот день. Должны ли мы соблюдать это правило во всех наших храмах?
Прабхупада: Мы повторяем шестнадцать кругов.
Тамала Кришна: Нет, я имею ввиду, на экадаши.
Прабхупада: О, да. В экадаши вы должны просто повторять. Других занятий нет. Нирджала.
Тамала Кришна: Никакой проповеди? Должны ли они выходить проповедовать?
Прабхупада: Нет, речь не идёт о людях, которые проповедуют. Я говорю о людях, которые праздно проводят время или... (смеётся)... Правило одно – проповедовать. Просто проповедовать. Если человек занят проповеднической деятельностью, это замечательно. ...Не я это придумал, но мой Гуру Махарадж... Когда Мадхава Махарадж был брахмачари, его звали Хаягрива. Ему нужно было куда-то поехать, но он заболел. Гуру Махараджу сообщили об этом и сказали: "Сегодня экадаши. Он не может есть обычную еду (из зёрен)". И Гуру Махарадж сказал: "Нет. Немедленно накормите его и пусть он едет".
Реватинанда: Чтобы проповедовать.
Тамала Кришна: Махарадж всем жертвовал ради проповеди.
Прабхупада: О, да. Он (Шрила Сарасвати Тхакур) не был доволен Боном Махарджем, поскольку тот не сумел добиться успехов в своей проповеди.
(Из беседы во время утренней прогулки, 5 июля 1975, Чикаго)


Тамала Кришна: Инициированные преданные всегда должны повторять на экадаши двадцать пять кругов.
Прабхупада: Инициированные? Каждый. Почему инициированные?
Тамала Кришна: Таким должен стандарт для нашего движения в день экадаши?
Прабхупада: Стандарт – шестнадцать кругов, но если человек способен повторять больше, то это замечательно.
Тамала Кришна: Это не есть требование.
Джаяпатака: Рекомендация.
Прабхупада: Нет. Экадаши подразумевает пост и повторение.
Тамала Кришна: Иногда я задаюсь вопросом... ведь наши люди должны заниматься распространением книг.
Прабхупада: Нет, нет. Это также проповедь. В интересах проповеди можно отказываться от поста, но в целом, тот, кто не проповедует, тот может повторять.
(Из беседы во время утренней прогулки, 11 февраля 1976, Маяпур)


Рамешвара: Согласно календарю, сегодня Бхима-экадаши.
Прабхупада: Бхима-экадаши, да.
Рамешвара: Я слышал, что если человек постится на Бхима-экадаши, то подобный пост равнозначен посту во все экадаши.
Прабхупада: Да. Экадаши подразумевает пост – будь то Бхима или Арджуна. Но мы не можем поститься, поэтому мы должны есть малое количество фруктов и... В противном случае, экадаши подразумевает пост.
Тамала Кришна: Должны ли мы полностью воздерживаться от пищи, если способны?
Прабхупада: Да. Но не нужно ложиться и спать.
(Из беседы во время утренней прогулки, 7 июня 1976, Лос-Анджелес)


...Но если они развивают сознание Кришны, это автоматически будет "нет". Поэтому не привносите множество "нет", но давайте им позитивную жизнь. Тогда автоматически возникнут "нет". А если вы говорите, "нет", то будет борьба. Это психология. Позитивная вовлечённость в преданное служение. Если их привлекает преданное служение, то другие явления буду автоматически "нет". Парам дриштва нивартате... Как день экадаши. В день экадаши мы постимся. Многочисленные пациенты в больнице тоже постятся. Но при этом думают: "Дай мне волю, и я поем". Однако преданные добровольно говорят "нет". И преданные, и больные постятся. И здесь отказ, и там отказ, но есть разница. Парам дриштва нивартате. Сознание Кришны не предназначено для широких масс. Однако если часть людей будет вести идеальную жизнь, то ими можно будет руководить. В настоящее время, таких идеальных людей нет. В этом обществе повсюду мошенники, демоны, бандиты. Нет идеальных людей. Все политики, учёные, лидеры – пьяницы и распутники. Как они могут вести за собой людей? Политики произносят напыщенные речи в ООН. А потом возвращаются в свои гостиницы, где другие распутники танцуют и пьют. Вот и всё. Весь политик. Разве нет? Что сделает такой политик? Он способен произносить громкие слова, не больше. А его моральные качества? В современном обществе нет людей достойных. Способны ли они по достоинству оценить наши ограничения?
(Из беседы 31 июля 1976, Новый Маяпур (ферма во Франции))


Прабхупада: О, да. Овощи, фрукты, немного молока – самая скромная пища. Во и всё. Даже если вы не едите зёрна, то это предпочтительно. Лучше. Овощи, фрукты и молоко – этого достаточно. Питаясь так, человек застрахован от болезней. Однако мы, потакая языку, едим множество варёных продуктов. Но если мы станем есть овощи, варёные овощи, а также фрукты, и пить молоко, то этого будет вполне достаточно. Экадаши. (смеётся) Каждый день экадаши. И – немного орехов, немного зёрен. Совсем чуть-чуть. Это тоже хорошо. Кешью, арахис. Да. Спасибо вам большое. Вы так много трудитесь для миссии Чайтаньи Махапрабху. Яре декха таре каха кришна-упадеша. (Чч. Мадхья 7.128). Бас (достаточно). Вы стали гуру. Фактически, вы осуществляете работу гуру.
(Из беседы 22 августа 1976, Хайдерабад)


Прабхупада: Я подчёркиваю чистоту. Если они не чисты, то я их браню (смеётся). Они научились этому искусству. Я всегда говорю: "Чистота - сестра божественности".
Г-н Малхотра: Года два тому назад двое... трое Ваших преданных пришли к нам домой. Естественно, мы предложили им: "Хотите кофе, чая?" Они ответили: "Нет". Тогда мы спросили: "Может быть, кока-колы?" Они ответили: "Нет". Тогда я спросил: "А чего бы Вы хотели... молока?" - "Да". "Ласси, чач?" - "Да, фрукты". Так случилось,что Гирираджа приходил к нам дважды, и дважды был экадаши. В дни экадаши они не должны есть пшеницу, зёрна и тому подобное. И, когда, наконец, мы приехали в Банглешвару, мы привезли паратхи с гоби в них.
Прабхупада: Экадаши.
Г-Малхотра: Мы не знали об экадаши. Когда мы приехали в Махабалешвар, то открыли для себя экадаши. Они (преданные) сказали нам: "Нет, мы не можем есть, поскольку сейчас экадаши". Мы сказали им: "Нет... вы же не будете есть, поэтому будет странно, если мы станем есть". Но мы были очень голодны, понимаете. Утром мы ничего не ели. Мы сказали: "Хорошо, сейчас мы отправимся на базар и посмотрим, что там есть". И мы пошли на Махабалешвар, но там всё было закрыто, поскольку шёл сезон дождей. Всё же в одном магазине продавали бананы, много бананов. Мы купили дюжину или пару дюжин бананов, и тогда...
Прабхупада: Бананы – это замечательно. Можно сделать блюдо из бананов и картофеля. Сварить картофель и смешать с бананами, и начинить этим пури. А потом...
Г-н Малхотра: Гирираджа... я хочу Вас спросить. Как Вы стали вести такой образ жизни? Это случилось естественно, или Вы как-то заставляли себя, или обуздывали, или как-то иначе?
Гирираджа: То была милость Прабхупады. Я искал гуру. Если я слышал о каком-то свами или йоги, я обязательно его посещал, даже если надо было пройти сотни миль. Но я никогда не был удовлетворён. Однако Шрила Прабхупада дал совершенные ответы на все мои вопросы. И мне понравился процесс: пение, повторение мантры, танцы, прасадам, арати. Мне понравились преданные. Меня всё радовало. И я решил, что это моё.
Г-н Малхотра: Нет, я имею ввиду, каково было заставить себя поститься, как в день экадаши, и тому подобное.
Гирираджа: Это обучение. Как только мы вручаем себя духовному учителю, он начинает обучать нас в процессе духовной жизни.
Прабхупада: Садху-марганугаманам, адау гурвашраям сад-дхарма-приччхат садху-марганугаманам. Таков процесс.
Г-н Малхотра: Садху-марга.
Прабхупада: Садху-марга.
Гирираджа: Во всех наших центрах мы утром и вечером изучаем шастры, и так получаем образование.
(Из беседы 22 декабря 1976, Пуна)


Д-р Пател: Вайшнавский культ легче, чем процесс, ппосредством которого ум становится чистым. Поскольку здесь ум вовлекается в Самого Господа. Это... Мы называем это явление самадхи.
Прабхупада:
Парам дриштва нивартате. Скажем, один человек соблюдает экадаши, постится. Пациент в больнице тоже постится. Они оба постятся, но это разные явления.
Д-р Патель: Пост всех чувств и использование их в связи с Богом.
Прабхупада: Для удовлетворения Кришны. А в другом случае, человек постится, но остаётся желание. Парам дриштва нивартате. Когда вы приобретаете лучший вкус, когда вы отказываетесь от всякого вздора ради лучшего вкуса, то это позитивное достижение.
Д-р Патель: Экадаши... согласно Пуранам и другим источникам, все одиннадцать чувств следует отстранить от их объектов...
Прабхупада: Нет, во время экадаши это происходит естественно.
(Из беседы 5 января 1977, Бомбей)


Прабхупада: Экадаши. Один или два дня в месяце он должен поститься, и тогда он сумеет превозмочь нежелательные тенденции. Это всё практические вещи. Мы должны практиковать сами и учить других. Это движение сознания Кришны. А если он думает, что с ним всё в порядке в этой материальной атмосфере, то он обречён. Мудхах набхиджанати. Это означает апрапья мам – не достигнув Кришны – нивартанте – он возвращается – мритью-самсара-вартмани (Бг, 9.3) – в цикл рождения и смерти. Рождаться, страдать, принимать новое тело, ещё одно, ещё... Существует 8 400 000 форм жизни... Иногда так называемое счастье – он рождается полубогом – иногда в качестве собаки, иногда как насекомое, иногда как дерево. Как это называется? "Я вечен. Почему я должен испытывать подобные страдания?" Это здравый смысл. Люди просто упражняются в том, чтобы становиться червями, собаками или богами. Но Богом вам не стать. Можно насладиться ограниченным счастьем, подобным счастью полубога. Они обладают могуществом, а их жизненные стандарты очень высоки.
(Из беседы 25 января 1977, Пури)


Что касается твоего первого вопроса: мы соблюдаем экадаши от одного восхода солнца до другого. Полночь (12 часов) – это западная астрономическая позиция, но в ведических астрономических расчётах отправной точкой служит либо восход солнца, либо восход луны. Обычно это восход солнца. Наши оценки таковы: когда происходит солнечный восход, там должна присутствовать экадаши-титхи (дата; лунная фаза). Если экадаши-титхи не приходится на восход солнца, а титхи начинается, скажем, через несколько минут после восхода солнца, ты мы считаем этот день предшествующим экадаши. Все наши церемонии вычисляются таким образом. Поэтому иногда наши даты церемоний не повторяются точно, как в западных расчётах. Например, день Рождества они привязали к 25 декабря, но наша Джанмаштами-титхи не зафиксирована таким образом. Мой день рождения - 1-го сентября, но в этом году титхи моего дня рождения привязана к 4 сентября. Поэтому очень трудно рассчитать и мы должны прибегать к помощи опытных индийских астрономов и составителей календарей.
(Из письма к Мадхудвише, 30 сентября 1969)


Почему только 25 кругов? Ты должна повторять как можно больше. Истинный экадаши подразумевает пост и повторение, и никакого другого занятия. Когда человек постится, то воспевать становится легче. Поэтому на экадаши другие дела можно отложить, насколько возможно, разве что есть какое-то неотложное дело.
(Из письма Джадурани, 9 июля 1971)

Возврат к списку